ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

тат проявления внутренней жизни», а «законы и переходы, по которым совершаются ассоциации представлений» 1 К явлению сна Толстого приводит анализ человеческих чувств и мыслей, подвижное единство сознательного и под ­ сознательного. Сон, по Толстому,— акт, в котором как бы происходит наибольший разрыв между этими уровнями соз­ нания. Чутье психолога заставляет его все чаще обращаться к этому явлению. Исследование тайны сна может открыть путь к дальнейшему проникновению в бесконечно сложный поток человеческого сознания. Из чего же склады вается сон по Л. Толстому? В своих наблюдениях над процессом сна Толстой все ча­ ще приходит к мысли, что во сне чувства как бы высвобож ­ даются из-под опеки логического мышления, выкристаллизо­ вываются из сознания человека в рафинированном виде. «Чувства вернее во сне, чем наяву» (46, 240) 5. Но в то же время логическое мышление и во сне продолжает свою рабо ­ ту не столько на основании фактов, сколько на основании чувств и образов, зафиксированных сознанием в бодрствую ­ щем состоянии. Так происходят всем известные п арадоксаль ­ ные наложения в сновидениях. Логическое мышление, не­ сколько подавленное во сне бессознательным чувством, соз­ дает, хотя и на основании действительных впечатлений, искаженные жизненные коллизии, фантазии. «Во сне вспо­ минается,— замечает Толстой,— не факт, а чувство, и к чув­ ству внешние причины примешивают образы , например, чув­ ство похвалы было днем и живо в душе, к нему примешива­ ется образ лошади. Лош адь льстит» (48, 73—7 4 ). В «Наблюдениях» 1853 г. Толстой такж е говорит, что сон частично складывается из воспоминания не факта, а душев­ ного состояния. При этом он проводит интереснейшую ан а ­ логию между сном и явлением так называемой «ложной п а ­ мяти», когда человеку кажется, что с ним уже происходило такое, хотя он и точно знает, что этого не могло быть. Тол ­ стой объясняет это явление такж е воспоминанием не собы ­ тий, а душевного состояния, в котором человек уже когда-то находился. «Я виДел во сне девушку, в которую был влюб­ лен; и при этом с такою верностью воображение воспроиз­ водило не ее, а меня, в том чудном состоянии души, когда человек бывает искренно влюблен, что я проснулся влюблен­ ным». Д ал ее Толстой анализирует свое сновидение: «Когда душа человека во сне — не была развлеченной внешними предметами, и вступает в то состояние души, в котором на- 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=