ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Л. H. МОРОЗЕНКО. СНЫ И МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО (еще раз о «Диалектике души») В литературе сон — давний и уже в большой степени ставший традиционным литературный прием. Н. М. Чирков, рассматривая художественно-смысловую нагрузку снов в творчестве Достоевского, говорит о том, что сон как предва­ рение будущего,— литературный прием, использовавшийся уже в древних литературных произведениях («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде» ), В классической литературе мы такж е довольно часто встречаемся с подобными приема­ ми (сон Татьяны , Гринева, сны Анны Карениной, сны в ро­ манах Достоевского) .Критическая литература не р а з обращ ала свое внимание на особенности снов у Толстого. Исследователь Т. С. К арло ­ ва в диссертационной работе «Проблемы психологического анали за в раннем творчестве Л . Толстого» отмечает, что Толстой, к а к правило, «пользуется формой сна для и зобра­ жения зарождающихся чувств, д аж е еще не вполне ясных тем, кому они п рин ад л еж а т» 2. Исследователь считает, что в «Метели» сон выступает к а к средство изображения «диа­ лектики души»: «В изображении Толстого фантастические превращения картин , возникающих во сне, не чья-то при­ хоть, а проявление подсознания» 3. К. Леонтьев отмечал «физиологичность» снов у Толстого. Причем для К- Леонтьева это скорее недостаток художест­ венного метода Толстого, чем достоинство. Однако то, что К. Леонтьеву казалось антихудожественным, Чернышевский ставил в заслугу Толстому. Он считал, что Л . Толстой, и зо ­ б р аж а я «едва уловимые явления внутренней жизни», умеет показать не просто «анатомическую таблицу» «определенного чувства» и не только «уловление драматических переходов одного чувства в другое, одной мысли в другую или резуль- 2 — 3111 17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=