ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

время жнитва оставили меня дома цыплят караулить... Ушли отец-мать, а я начал цыплят кормить...» («Оживший цып­ ленок»). Или: «Жали мы один раз около самой межи пше­ ницу. Связал я сноп и отнес его в пяток» («На жнитве»); «Однажды мы на току молотили хлеб» («Буря»), Герои рассказов Яковлева принимают посильное участие в тру­ довой жизни семьи: они ездят на ночное, работают на жнит­ ве, караулят домашнюю птицу, пасут овец, следят за л о ­ шадьми и т. д. Из рассказов Яковлева узнаем, как чуваш­ ские крестьянские дети с малых лет, участвуя в хозяйствен­ ной деятельности родителей, приучались к труду. Труд по­ ощрялся в крестьянской семье, и его плоды приносили р а ­ дость детям. Рассматривая труд как источник материального бла го ­ получия и как средство нравственного воспитания, Яковлев, подобно Толстому, показывает душевную щедрость и красо ­ ту, внутреннего мира людей труда. Герой рассказа «Калач», любитель калачей, наивно поверил в отцовские слова, что, пока он будет работать, черный хлеб сам в калач превра­ тится. Уезжая на базар, отец поручил сыну корчевать пни на участке. И. Яковлев, описывая действия мальчика, пока­ зывает непосредственность его натуры, его наивное пред­ ставление о жизни. «Покорчует, покорчует наш мальчик,— пишет Яковлев,— подбежит к котомке и смотрит, а хлеб как был, так и остался, не стал калачом. Подбежит еще — все то же. День уж к вечеру, проголодался мальчик, а хлеб по- прежнему черный, а не белый. Отрезал он ломоть, посо­ л и л — д а в рот: ой-ой, хлеб-то, оказывается, ,вкуснее калача стал!» 10 Понять, каким образом хлеб вкуснее калача стал, мальчику помогают слова отца, сказанные в назидание: «Так, вот, оно, сынок, коль всласть поработаешь, так и чер­ ный хлеб вкуснее становится, а сытому и мед гор­ чит»11. А в рассказе «Нужда» раскрывается психологическое состояние, непосредственность детской натуры, наивное представление о жизни. Мальчику Игнату хотелось посмот­ реть, какого цвета нужда, на кого она похожа и где нахо­ дится. Р ассказ «Нужда» интересен не только тем, что в нем художественно убедительно раскрывается мир души ребен­ ка, но и тем, что показывается тяжелое материальное поло­ жение крестьян. Услышав слова мальчика о том, как корова дяди Мак ара провалилась в вымоину, там и осталась, отец и мать всплеснули руками: «Пропал Макар! Полвека копил 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=