ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

«А какой она масти?» — «Пегая, дед, пегая».— «А не та, что под тобой?» Мужика как ветром сдунуло с коня. Со­ скочил и смотрит. Посмотрел-посмотрел на лошадь, что бы ­ л а под ним, да как закричит: «Эта! Эта! Эта!» Проворно взобрался на нее и, радостный, вихрем помчал домой». (Пер. М. Сироткин). Д л я стиля некоторых произведений о детях Яковлева, как и для Л. Толстого, характерна сказовая манера и зложе­ ния. Сравним, например: у Толстого: «Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно» («Ко­ рова»). Или: «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу...» («Филиппою»). У Яковлева: «Была у одного человека хорошая дойная корова; каждый день она горшок молока д ав ала» («Дойная корова»). Или: «Ходили в старину два человека на сторону и заработали три руб­ ля...» Так начинают свои рассказы Толстой и Яковлев. Такое динамичное начало рассказов сразу же приковы­ вает внимание читателей или слушателей к тому, что в них будет сказано дальше. Многие рассказы Яковлева построены в форме воспоминаний. В них дети вспоминают о своем уч а ­ стии в трудовой жизни семьи, о забавах , раскаяниях, трево­ гах, радостях. Через поступки и действия детей писатель раскрывает особенности их характера: непосредственно­ наивное восприятие окружающего мира, стремление утвер­ дить свое «Я», доверчивое отношение к старшим и по др а ­ жание им, любознательность, почитание родителей, (Каприз­ ность, шалость и т. д- Так, в рассказе «Оживший цыпленок» тревожное состояние ребенка, невзначай убившего цыплен­ ка, передается описанием его поведения: «Поднял я его (цып­ ленка.— Е. В.) с полу, положил его на подоконник на солныш­ ко: не отойдет ли, думаю. Сам очень испугался, сердце так и ко ­ лотится, не знаю, что и делать. Вышел я на улицу. Там, друзья веселятся, а мне и играть не хочется. Сел я на л у ­ жайке 'да горюю: «Что я теперь отцу-матери скажу? Д аж е плакал от г о р я » 9. Писатель-педагог показывает, как дети постигают исти­ ну, познают мир через преодоление своих ошибок, детской неопытности, испытывая на себе воздействие неласковой доли крестьян-родителей, простого и мудрого опыта жизни старших. Подобно Толстому, Яковлев рисует своих маленьких ге­ роев на фоне деревенского быта. Он сразу же вводит чита­ теля в обстановку трудовой крестьянской семьи. Большин­ ство его рассказов начинается примерно так: «Как-то во 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=