ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

отражающим трудовую жизнь простого народа, его быт и нравы, а также в особом внимании И. Яковлева к миру ду ­ ши детей, в психологическом анализе их действий и поступ­ ков, в стремлении быть лаконичным в передаче сущности изображаемого. Из фольклора Яковлев черпал сюжеты рассказов, народную мудрость, художественно-изобразитель­ ные средства, умение точно и метко характеризовать пред­ меты и явления. Народная поэзия была также средством изучения обычаев, общественных отношений народа, обр а з­ цом изображения «народной психологии, которая с з ам еч а ­ тельной точностью отражается в безыскусственной поэзии народа, ясно отпечатлевающей все феномены его духовной жи зни» 5. Бытовавшие в народе анекдоты и притчи, загадки, ск а з­ ки, переработанные И. Яковлевым с определенной педаго­ гической целью, служили средством осмеяния пороков и пе­ режитков мифологического миропонимания людей и утверж ­ дения здравого смысла и пользы просвещения. Из педагоги­ ческих соображений автор углубил в букварных рассказах наглядно-образное изображение действий и поступков лю ­ дей, подчеркивая в них, в целях воспитательного воздей­ ствия, людские пороки и слабости, узость кругозора, тем ­ ноту и забитость жителей деревни. В некоторых рассказах Яковлева нравоучение вытекает из всего содержания произ­ ведения, в других оно дается или в авторских обобщениях, или в пословицах, подводящих итог всему сказанному. И в том и в другом случаях Яковлев опирается на народную мудрость. Например, некоторые рассказы завершаются а в ­ торскими выводами, основанными на народном мнении: «Русский, татарин, чуваш — все люди» («На рыбной ло в ­ ле»), «кто за лошадью глядит, тот пешком не ходит, а кто старших уважает, тот беды «е знает» («Хведер»), «когда в я ­ жут сноп, серп через плечо перевешивают» («На жни тве » ); другие заканчиваются народной пословицей: «не напрасно говорят, что вода без сучков: попадешь в нее — не з ац е ­ пишься» («Весной)». Осваивая толстовский принцип реалистического и зобра­ жения, И. Я. Яковлев использовал для сюжета своих р а с ­ сказов реальные события из жизни людей, различные при­ ключения с детьми. Писатель-педагог показывал участие детей в крестьянском труде, знакомил с их интересами и стремлениями. Как и Толстой, Яковлев благодаря умелому использованию художественно-изобразительных средств н а ­ 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=