ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
Е. В. ВЛАДИМИРОВ ТРАДИЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО В ЧУВАШСКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Первые шаги чувашской детской литературы, как и по следующее ее развитие, тесно связаны с именем Л. Н. Тол стого. Толстой-писатель и педагог был хорошо известен представителям немногочисленной чувашской интеллигенции конца XIX и начала XX в. Среди них особо нужно отметить И. Я. Яковлева, по словам В. И. Ленина, «50 лет работав шего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма» \ поборника дружбы между чуваш ским и русским народами. Человек исключительного трудо- ; любия и редких способностей, И. Я. Яковлев был выдвинут на арену общественной деятельности всероссийским демо кратическим подъемом 60-х годов XIX в. Получив гимнази ческое и университетское образование (в чем встречал под д ержку и помощь прогрессивных русских людей — учителя А. А. Мукосеева, сосланного в Алатырь за «нигилизм», ж у р налиста М. В. Арнольдова, деятеля народного просвещения Н. И. Ильминского и др .), он посвятил всю свою жизнь де лу просвещения родного чувашского народа. Избранное им поприще народного просвещения углубило интересы И. Я- Яковлева к русской педагогической мысли и русской литературе. Он знакомится с трудами К. Д. Ушин- ского, Л. Н. Толстого, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова и др. Свою педагогическую систему И. Я. Яковлев строил на основе педагогических традиций Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Важное значение в образовании и нравственном воспитании ребенка он придавал родному слову. «Владеть сердцем народным Вы сможете, только если не будете чуж даться языка народного»,— писал он в завещании, обр ащ а ясь к своим ученикам. Педагогические идеи Толстого и Ушинского ока зали положительное влияние на организацию , , 11 — 3 1 1 1 ‘ 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=