ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Е. В. ВЛАДИМИРОВ ТРАДИЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО В ЧУВАШСКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Первые шаги чувашской детской литературы, как и по­ следующее ее развитие, тесно связаны с именем Л. Н. Тол­ стого. Толстой-писатель и педагог был хорошо известен представителям немногочисленной чувашской интеллигенции конца XIX и начала XX в. Среди них особо нужно отметить И. Я. Яковлева, по словам В. И. Ленина, «50 лет работав ­ шего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма» \ поборника дружбы между чуваш­ ским и русским народами. Человек исключительного трудо- ; любия и редких способностей, И. Я. Яковлев был выдвинут на арену общественной деятельности всероссийским демо­ кратическим подъемом 60-х годов XIX в. Получив гимнази­ ческое и университетское образование (в чем встречал под­ д ержку и помощь прогрессивных русских людей — учителя А. А. Мукосеева, сосланного в Алатырь за «нигилизм», ж у р ­ налиста М. В. Арнольдова, деятеля народного просвещения Н. И. Ильминского и др .), он посвятил всю свою жизнь де­ лу просвещения родного чувашского народа. Избранное им поприще народного просвещения углубило интересы И. Я- Яковлева к русской педагогической мысли и русской литературе. Он знакомится с трудами К. Д. Ушин- ского, Л. Н. Толстого, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова и др. Свою педагогическую систему И. Я. Яковлев строил на основе педагогических традиций Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Важное значение в образовании и нравственном воспитании ребенка он придавал родному слову. «Владеть сердцем народным Вы сможете, только если не будете чуж ­ даться языка народного»,— писал он в завещании, обр ащ а ­ ясь к своим ученикам. Педагогические идеи Толстого и Ушинского ока зали положительное влияние на организацию , , 11 — 3 1 1 1 ‘ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=