ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

славное утро, как сегодняшнее» и . А. Василевич показала свою героиню внутренне богатым, живым человеком. Безус­ ловно, маленькому читателю не очень приятно оказаться в положении Ганьки. (Вспомним, как было стыдно Ване из рассказа JI. Толстого «Косточка» перед братьями за свой поступок). Заповедь «Не укради» дойдет до разума ребенка через образ этой обаятельной девочки из повести Алены Василевич. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что героиня книги выросла на национальной почве, воспита­ на на народных традициях. В повести это прослеживается во многом: в уважительном отношении к белорусской приро- , де, народному быту, обрядам, народному слову 15. Наиболее художественно глубоко отображена правда жизни в таких книгах, посвященных минувшим событиям, как «Откуда лихо на свете», «Конец сервитута» 16, «Кастусь Калиновский» А. Якимовича, «Оружие берут сыновья» Ф. Жички, «Война возле Титового пруда» И. Науменко, «Красный губернатор» и «Последняя явка» В. Мехова. Примечательно, что их авторы смотрят на прошлое глазами современника, оценивают события с позиций сегодняшнего дня, чем заставляют сопереживать юных читателей. В повестях старейшего белорусского детского писателя Алеся Якимовича рассказывается о жизни крестьян и их детей в период крепостного права («Откуда лихо на све­ те»), о назревании протеста против фальшивой царской ре­ формы 1861 г. и открытом выступлении против эксплуатато ­ ров («Кастусь Калиновский»), о росте социального созна­ ния обездоленного народа и участии крестьян Белоруссии в революционных событиях 1917 г. («Конец сервитута»). В повестях нарисовано много ярких и запоминающихся эпи­ зодов, в которых автор сталкивает своих юных героев со сложными социальными проблемами, заставляет задуматься над многими поступками героев книг. К сожалению, в три­ логии заметны и просчеты: писатель иногда как будто з а ­ бывает о возрасте своего героя и заставляет его рассуждать не по годам серьезно, отдельные исторические события из­ ложены сухо, как в учебнике по истории 17. Ф. Жичка в повести «Оружие берут сыновья» мастерски раскрыл процесс формирования характера поколения, грудью защитившего Родину в суровые годы войны с гитле­ ровскими полчищами. З а умными и озорными подростка­ ми, участниками детской игры-войны между двумя улица­ ми, стоит сам автор повести «Война возле Титового пруда» 151

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=