ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

рит читателю», последнему «додумывать от себя не требует­ ся» 8. Этот вывод, безусловно, опирается на известное з а я в ­ ление Толстого о том, что он часто «пристает» к читателю, стремясь разъяснить ему все до конца. Но, во-первых, такое «приставание» рассматривается писателем как недостаток, от которого нужно и збавляться, и, во-вторых (и это гл ав ­ ное!), данное авторское заявление не соответствует объек­ тивным показателям самой художественной прозы писателя. Мы считаем, что природа толстовского «подтекста» совсем иная, чем у Чехова (и в этом случае нужно бы договориться, что именно считать подтекстом, ибо возможно суженное и расширительное истолкование этого термина), но в прозе Толстого вместе с тем есть обширные «пространства степеней свободы» (если использовать выражение А. М о л я 9), предо­ ставленные читателю. В ней много «воздуха», и она постоян­ но стимулирует читательское «домысливание», хотя и с н е­ обычайной властностью направляет его ход. Причину такой раскованности восприятия В. Г. Одинокое видит в особенно­ стях творческого метода Толстого. «Такое «раскрепощение» читателя, вероятно, связано с творческой свободой самого автора, творящего не по традиционным образчикам устояв­ шегося ж анра, а по законам самой жизни...» 10. Именно эти качества прозы Толстого в свое время поразили такого чут­ кого читателя, каким был М. де Вогюэ. Он писал: «Вначале и д аж е в продолжение довольно долгого времени ум читате­ ля будет чувствовать себя как бы сбитым с пути; не зн ая, куда его ведут, он будет испытывать усталость... Но мало- помалу он будет увлечен, пленен этой сложной игрой всех интересов; узнает себя между действующими лицами, н ай ­ дет друзей и страстно привяж ется к тайнам их судьбы... Вот, по моему мнению, в че'м состоит различие между классиче­ ским рассказчиком и таким неуклонным подражателем всех явлений жизни, к а к Толстой: книга — это гостиная, напол­ ненная незнакомцами; первый вводит вас туда с докладом и тотчас же раскрывает вам тысячи завязавш ихся там интриг; другому вы должны с а м.и представиться, по опыту распоз­ нать выдающихся людей, отношения и страсти всех присут­ ствующих и, наконец, так же жить в этом вымышленном об ­ ществе, к а к вы жили в действительности... Не больше ли любви возбуждает то, что завоевано нами с некоторым уси­ лием?» п . Писатель, по мнению французского литературове­ да, действовал по принципу «Confer vitam !» («сгущай жизнь!»), что т ак напоминает стремление Толстого «эпюизп- 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=