ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Я- Брыль в повести противопоставляет человечность, чуткое и внимательное отношение к ребенку как основу основ нрав ­ ственного воспитания. Белорусский писатель намечает в по­ вести пути формирования нравственных качеств ребенка, его идеалов. Интересны приемы создания художественных образов детей обоими писателями. В принципах подбора деталей для портретных характеристик, подробностей действий, передачи переживаний, обусловленных конкретной обстановкой и со­ циальной средой, в которой живут герои, Янка Брыль пере­ кликается с JI. Н. Толстым. Филиппок и Д а н и к— мечтате­ ли, любознательны, восприимчивы, с неистребимой жаждой к учебе. Подобная перекличка является вполне закономерным я в ­ лением. Г. Н. Поспелов в книге «Проблемы исторического развития литературы» замечает, что «сами по себе в своих общих свойствах портреты персонажей, их диалоги, и зобра­ жение их переживаний и т. д. как таковые исторически пов­ торяются, представляют собой типологические свойства ху ­ дожественной формы» 13. Однако это не механическое повто­ рение художественных приемов. В повести «Сиротский хлеб» они получили новое, оригинальное звучание и назначение. Это проявилось в нравственной позиции авторов, в глубоком знании особенностей развития детского организма, в «мла ­ денческом простодушии», обладании даром видеть мир г л а ­ зами детей, понять их тончайшие душевные движения. В наследии Л. Толстого для детей, отличающемся т ем а ­ тическим и жанровым разнообразием, видное место заним а ­ ют рассказы и очерки о животных, рассуждения на научные темы. Как-то Л. Н. Толстой полушутя, полусерьезно з ам е ­ тил, что хотел бы написать («когда рожусь в другой раз, напишу») русского Робинзона: «Это было бы интересно для детей, чтобы они знали происхождение каждой вещи, кото­ рой они пользуются. Они не знают происхождения ни шкапа, ни печки, ни чугуна — все это рассказать». Замысел Л. Н. Толстого был воплощен в произведениях советских писате­ лей. В ряду талантливых научно-познавательных детских книг достойное место занимают повести Я. Мавра «Полес­ ские робинзоны», «ТВТ». О чем бы ни писал Я- Мавр: об увлекательном ли путешествии по родному краю и позна­ нии тайн природы («Полесские робинзоны»), или о тяжелой и безрадостной жизни детей колониальных стран («Слезы Туби»), или о занимательных играх советских ребят 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=