ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Книги Я. Коласа, Зм. Бядули лучшими своими качест­ вами свидетельствовали о том, что психологизм и эмоцио­ нальная настроенность не противопоказаны детской лите­ ратуре. Эту направленность в белорусской детской лит ера­ туре еще более укрепил К. Чорный, подтвердив тем самым мысль Л. Толстого, что без психологического раскрытия х а ­ рактеров и создания эмоциональной атмосферы, в которой развертываются события, детская литература не может р а з ­ виваться плодотворно. Стоит вспомнить его повесть «Нас- течка», в которой глубоко раскрыт характер девочки с ее привлекательной сосредоточенностью, естественным же лани ­ ем показаться взрослой. К. Чорный сумел показать поэти­ ческое раздумье своей , героини, раскрыть сложнейшую гамму чувств в их движении, блеске, переливах. Янка Брыль — автор талантливых детских книг, з ам еч а ­ тельный переводчик на белорусский язык многих произ­ ведений Л. Толстого для детей. Это ему принадлежат слова, ставшие уже крылатыми: «Как это хорошо быть литерато ­ р о м— хотя бы самым маленьким! — когда в литературе есть Тол стой»12. Читая «Сиротский хлеб», «Зеленую школу», «Лазунок» Я- Брыля, мы как бы вновь в й р е ч а ем с я с полю­ бившимися героями Л. Н. Толстого, Зм. Бядули, К- Чорного, живущими в иной социальной обстановке. Широта ж анро ­ вого и тематического диапазона, общность с Толстым во взглядах на детство как неповторимо прекрасную пору ж и з ­ ни, глубокое раскрытие внутренних «пружин» деятельности ребенка, удивительная прозрачность и воздушность сюже­ та — характерные особенности творческой индивидуальности этого мастера современной детской книги. Вспомним известный рассказ Л. Толстого «Филиппок» и сопоставим с ним повесть Я. Брыля «Сиротский хлеб», в котором идет речь о жизни, учебе белорусского мальчика в период, когда еще западные области не были воссоединены с территорией всей республики и миллионы белорусов, про­ живавших в «усходних кресах», томились под игом панской шляхты. При всем, казалось бы, несходстве жизненного м а ­ териала этих произведений есть нечто общее, объединяющее их. Изображенный в них круг событий, конкретный и непов­ торимый, служил обоим авторам средством создания инди­ видуальных характеров Филиппка и Даника. Тема рассказа «Филиппок» психологически воссоздается в повести Я. Бры ­ ля при раскрытии внутреннего мира Даника. Бездушному обращению с детьми, подавлению личности ученика 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=