ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

тирки») — вот основные линии творчества белорусского дет­ ского писателя. В отличие от Толстого, считавшего ручной труд основой нравственного воспитания детей и , Зм. Бяду- ля, посвятивший этой теме не один рассказ, говорил о про­ тивоестественности детского изнурительного труда, труда не в свое удовольствие, а на эксплуататоров. Талантливый бе­ лорусский писатель был противником и обличителем подне­ вольного труда детей, но выступал за то, чтобы и дети вно­ сили посильный вклад в дело взрослых. Иное эстетическое осмысление темы труда связано здесь в первую очередь с различием эпохи исторического развития. Близок Зм. Бядуля к Толстому и в принципах художест­ венного изображения персонажей. Крестьянские дети в про­ изведениях Бядули талантливы и наблюдательны, способны к постижению различных наук. Они умеют «философски» взглянуть на предметы и явления окружающего мира (ра с ­ сказы «Где конец света?», «Пасхальные яйца» ), В раскры ­ тии красоты детских характеров, богатства их души зак лю ­ чена одна из главных ценностей произведений Зм. Бядули. Наряду с реалистическим изображением жизни, как и у Тол ­ стого, находим мы в его произведениях романтические и сказочные элементы. Но природа романтического у этих пи­ сателей различная. В этом убеждает нас сопоставительный анализ структурных элементов рассказов Л. Толстого и Зм. Бядули. По-толстовски глубоким проникновением в мир детей и подростков, умением раскрыть типические черты детского возраста, бережным отношением к языку народа характ е ­ ризуются рассказы и повести для детей известного белорус­ ского прозаика Кузьмы Чорного («Настечка», «Дорогуся», «Маленькая женщина», «Как дядька Тамаш напугал вол ­ ков» и др.). Л. Толстой любил жизнь, прекрасную в своей сущности. В своих рассказах он добивался пластического сходства между жизнью крестьянских детей и ее художест­ венным воплощением. Читая рассказы К. Чорного для детей, легко восстановить натуральный облик жизни с ее з ап а х а ­ ми, белорусскими цветами, температурой, детскими голоса­ ми, особенностями белорусского языка того времени. К. Чорный, как и когда-то Л. Толстой, привлекает пейзаж для воспитания чувства прекрасного, высоких нравственных качеств у детей. Писатель своими книгами как бы говорит: вот она, настоящая красота, потому что жизнь в своей .на­ туре прекрасна. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=