ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

ребенка, высотой нравственных критериев, простотой и я с ­ ностью художественной формы. «Сегодня мы не можем представить возникновение трилогии Я. Коласа «На росста­ нях» — первого подлинно художественного белорусского ро ­ м а н а— без плодотворной учебы его творца у Толстого»9,— замечает литературовед И. Науменко. В полной мере это можно отнести и ко многим другим произведениям классика белорусской литературы. Его сказки «В чем их сила», «Тя­ ж ела я доля», рассказы «В старых дубах» и «Страшная месть», повесть «На просторах жизни» по рельефности и пластичности характеров героев, мастерству построения сю­ жета, использованию фольклорных мотивов близки к про­ изведениям Толстого. Стремясь к концентрированности р а с ­ сказа, лаконизму в описании, Я. Колас часто создает порт­ рет через характерные выразительные детали. Этим худо­ жественным приемом нередко пользовался JI. Толстой, о чем свидетельствует его письмо к Н. Н. Страхову от 23 апреля 1876 года 10. Я. Колас является также автором учебной книги «Дру ­ гое чытанне для дзяцей беларусау». К ак когда-то JI. Тол­ стой при подготовке своей знаменитой «Азбуки» обращался к устному народному творчеству, т ак и Колас при составле­ нии книги для чтения опирался на белорусский фольклор, который для него был бесценным арсеналом мотивов, сюже­ тов и изобразительных средств. В своих произведениях Ко ­ лас не только рассказывал о горестной жизни народа, но и открыто призывал к борьбе с эксплуататорами: Лепш зма гацца вольным, браце, Чым цярпець ды гнуцца! Якуб Колас не принимал толстовскую проповедь непротив­ ления с ее смирением и отчаянием. Белорусский писатель явился выразителем взглядов революционного крестьянства. Художественный опыт Толстого стал школой мастерства для замечательного художника слова и страстного борца против угнетения Зм. Бядули. Сын крестьянина, будущий писатель еще в детстве узнал цену куска хлеба и цену л а с ­ кового слова взрослого. Тяжелое, безрадостное детство кре­ стьянских детей в дореволюционной Белоруссии — тема многих рассказов Бядули. Трагическая судьба десятилетне­ го Тишки и восьмилетнего Халимона — двух братьев («Ма­ лые дровосеки»), искренний интерес к познанию тайн при­ роды («Где конец света?), безрадостное и полуголодное су­ ществование ребятишек в нищей семье («Пять ложек з а ­ 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=