ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

ляров. Особенно интенсивно переводились и печатались про­ изведения JI. Н. Толстого для детей. Книги гениального пи­ сателя укрепляли и продолжают укреплять любовь к родно­ му народу, Родине, утверждают красоту правды, проявля­ ющуюся в конкретных повседневных делах людей. Глубоким и плодотворным было воздействие Толстого на развитие белорусской, в том числе и детской литературы. «Неугасимый факел правды, загоревшийся от пламенного сердца Радищева,— говорит Янка Брыль,— Толстой принял из рук Пушкина и Гоголя, нес его над родной землей и всей нашей планетой вместе с Чернышевским и Герценом, с Тур­ геневым и Щедриным, с Короленко и Чеховым, и через руки Горького передал его н а м » 7. К сожалению, у нас недостаточно исследуется влияние наследия Л. Толстого на развитие белорусской литературы. А между тем многие наши прозаики до конца своей жизни сохранили к Толстому не только глубокое уважительное от­ ношение, но и разносторонний писательский интерес к его многообразной литературной деятельности. Р. Соболенко, вспоминая о своем детстве, рассказывает о том, как его дед, одурманенный попами, возмущался, что Л. Н. Толстой не верил в бога и осуждал патриарха. В одном из споров на неодобрительную реплику деда о Толстом интеллигент Ма- лицкий заметил: «Толстой... умнее всех твоих царей и пат ­ риархов». «Дед д аж е поругался с Малицким. Отец молчал. А я себе думал: *Вот бы почитать того Толстого, который умней царя и патриарха» 8. Белорусская детская литература начала формироваться лишь в начале нынешнего века, а рождение и развитие ее прозаических жанров почти полностью относится к совет­ скому периоду. Своими успехами растущая литература для детей обязана счастливому сочетанию самых разнообразных факторов, способствовавших созданию условий для ее р а з ­ вития. Это и социалистическая действительность, достиже­ ния в области советской культуры, педагогики и психологии, успехи школьного образования, забота партии и правитель­ ства о развитии художественной литературы. Белорусские детские писатели обращались к опыту русской литературы для детей. Школа Толстого, одного из первых детских рус­ ских прозаиков, была для многих из них животворным ис­ точником вдохновения, мастерства и новаторства. Творчест­ во писателя привлекало своей эпической широтой и глубо­ ким знанием жизни, проникновением во внутренний мир 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=