ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
есть очень большая сила выразительности, в особенности в солдате с женщиной и в двух учениках. Эти две вещи ему особенно нравятся» (81, 294). И. Н. Жуков прожил большую творческую жизнь. И з в е стность пришла к нему еще в дореволюционные годы. С его творчеством связано зарождение революционного искусства на Дальнем Востоке. «Куски освобожденной глины»,—так названы автором несколько его работ. Показываемые на ежегодных «Осенних выставках» в Петербурге глиняные скульптуры принесли автору шумный успех. В газетах и журналах публикуются многочисленные отклики на его скульптуры, фоторепродукции, которые в сотнях тысяч р а с ходятся по всей России. Жуков хотел узнать мнение о своих работах двух наи более любимых им русских писателей — Горького и Толстого и послал им комплекты открыток. Реализм , стремление к большой жизненной правде, эмо циональность работ Жукова привлекли внимание Л. Н. Тол стого. На конверте, в котором содержались присланные Ж у ковым открытки, Лев Николаевич написал: «Слишком боль шой контраст. Большая сила выразительности. Хорошо». В большевистской газете «Искра» в июле 1902 г. (№ 22) в корреспонденции, посланной руководителем Читинского социал-демократического комитета Е. М. Ярославским, сооб щалось: «Среди солдат распространена была «Солдатская памятка» Л. Н. Толстого. Солдаты резюмировали впечатле ние таким образом: получили мы от графа Толстого письмо, и граф не велел цам убивать рабочих, и что они такие же, как и мы, люди, и что в Евангелии запрещено убивать. Офицеры получили «Офицерскую памятку Л. Н. Толсто го с воззванием местного комитета Сибирского Социал -Де мократического Союза. Теперь только и разговоров об этом» 19. Действительно, «Памятки» Толстого ока зали большеви кам большую помощь в подготовке к первомайской демон страции, так как страстный призыв великого писателя про тив расстрелов рабочих заставлял солдат одуматься и спро сить себя: «что такое то звание солдата, которое довело тебя до того, что ты должен стрелять в своих безоружных братьев?» (34, 281). «Памятки» Толстого, вышедшие в издании «Свободного слова» в Англии в марте 1902 г., вскоре стали известны в Забайкалье. ю* 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=