ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
творчестве Бондарева чувствуется в правдивости, предель ной конкретности и выразительности деталей, образных вы ражений, в воспроизведении быта войны, картин природы и др. «Правда о войне — это предельная достоверность и действенность деталей времени, это концентрация войны. Это отдельные кирпичики, соединенные цементом мысли, без этих кирпичей не может быть самого здания. Это подробные взаимоотношения солдат и офицеров в их самых откровен ных проявлениях, без чего война, это величайшее испытание народа, и движение в ней людей выглядит лишь огромной картой со стрелами, обозначающими направление ударов, или знаками, очерчивающими оборону. Правда войны — это тщательный анализ и синтез х а р а к тера... В окопную жизнь входит многое: от малых деталей — д ва дня кухню на передовую не подвозили—до главных человеческих проблем: жизни и смерти, лжи и правды, чести и трусости» п ,— пишет Ю. Бондарев. Здесь также следует говорить о продолжении советским писателем традиций классической литературы, в частности творческих достиже ний Л. Толстого как баталиста. Обстановку войны дают по чувствовать образные выражения: «небо расцвечивалось огненными хвостами мин» (стр. 56—57), пули «тюкали в сосны», «разрозненное шитье автоматов» (стр. 102), «беско нечное шитье близких пулеметов», «непрерывно постукивала молотилка боя» (стр. 199), «грубый, взахлеб, треск пулеме тов не заглушал тонкого шитья автоматов, тявкающего зво- ц'а мин» (стр. 256), «отрывисто, как бы преодолевая ж е ле з ную одышку, заскрипели шестиствольные минометы» (стр. 310). Той же цели служат пейзажные детали: «мутно красный шар солнца» (стр. 43), «красная, низкая, душная луна» (стр. 192), «ощипанные стволы сосен» (стр. 254), «красный туман клубился над озером» (стр. 263) и др. Важную сюжетно-композиционную роль в произведениях о войне играет пейзаж. Он создает определенное настроение и созвучен с внутренним состоянием героя. Так, например, повесть «Последние залпы» начинается с картины ночного пейзажа, которая непосредственно связана с тяжелыми мыс л ями Новикова: «...странное чувство тоски, глухой затерян ности в этих мрачных, холодных Карпатах охватывало его. Приступы тоски появлялись в последнюю неделю не раз — и всегда ночью, в короткие затишья, и объяснялись главным образом тем, что четыре дня назад, при взятии города Кас- но, батарея Новикова впервые потеряла девять человек ср а 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=