ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

гому человеку право застрелить себя в случае необходи­ мости. Если сопоставить этот внутренний монолог Новикова с внутренним монологом Михайлова во время его пребывания на бастионах, становится ясно, насколько выше моральный облик советского офицера, готового идти на самопожертво­ вание «во имя чего-то неизмеримо огромного, того, что знал, чувствовал сам Новиков и все, кто был рядом с ним» (стр. 318). В то время, как Михайлов з анят только своей особой, только своими эгоистическими интересами, двигате­ лем всех поступков Новикова были «неизмеримо огромная» любовь к Родине, народу, великие цели коммунизма, кото­ рые он защищал от посягательств врага, в его чувстве лич ­ ной ответственности за исход войны. Новиков понимает, что н а ,войн е «добро в чистом виде» (стр. 351) не бывает, что «в силу жестоких обстоятельств» приходится посылать людей туда, «откуда никто не возвра­ щался». Ассоциируются в связи с этим рассуждения Толсто­ го о «выражении добра» («Севастополь в мае»). Новикову приходилось часто быть недобрым к солдатам и к себе, по­ тому что «все, что могло быть прекрасным в мирной ж и з ­ ни — чистая доброта, любовь, солнце — он оставлял на пос­ ле войны, на будущее, которое должно было быть» (стр. 403) и во имя которого он воевал. На фронте добро и зло выступают открыто, но доброту не всегда следует показывать. Справедливо замечает 3. А. Богомолова 10, что если внимательно вчитаться в мыс­ ли, рассуждения Новикова, присмотреться к его отношению к окружающим, то можно обнаружить, как тонко и горячо ведет автор полемику с Толстым, с его философией пассив­ ного сострадания к человеку, абстрактным понятием добра и зла, непротивленством и т. д. Будучи совсем молодым, не имея «никакого опыта, кро ­ ме военного» (стр. 387), Новиков за годы войны познает человеческий характер, тайны его-психологии. Это видно из, его раздумий об Алешине, солдатах и т. д. Он чувствует от ­ ветственность за судьбу людей, за исход сражения, а в ко ­ нечном счете, и за исход войны в целом, понимает истори­ ческую необходимость тех жертв, которые приносит его б а ­ тарея во имя общей победы над врагом. Показателен в повестях Бондарева образ молодого офи­ цера, только начинающего свой воинский путь: в повести «Батальоны просят огня» это образ лейтенанта Ерошина, 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=