ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Тема долга, героического подвига созвучна с такой же темой в творчестве Л . Толстого. Характерно, что Толстой не всегда поэтизировал чувство долга, показывая, что оно при­ суще и людям ограниченным, недалеким. Так, например, Михайлов («Севастополь в мае») часто повторяет слово «долг». Несмотря на свойственную ему трусость, Михайлов попросил послать его вне очереди на бастионы, считая это своим долгом. В другой раз, дрожа от страха, он возвра­ щается под обстрел из чувства долга перед оставшимся там товарищем. Михайлов поступает так, как ему велит воин­ ский долг, и на первый взгляд кажется, что он храбр. Одна­ ко Толстой не только рисует его поступки, но и показывает психологические стимулы их: честолюбие, тщеславие — с од ­ ной стороны, страх — с другой. Иначе решает проблему долгд Бондарев. На примере к а ­ питана Новикова автор показал формирование характера в военных условиях, духовный мир, нравственную силу чело­ века, способного на каждодневный подвиг. Д л я раскрытия психологии капитана Новикова важен эпизод, когда он ре­ шает, что делать с Овчинниковым, который попал на «ничью» землю. Сложные душевные переживания Новикова, борьба его мыслей и чувств мастерски переданы автором в форме внутреннего монолога: «Что это? Зачем? Что там? — скользнуло с обжигающей болью в сознании Новикова, от ­ дернувшего палец от спускового крючка. И в эту минуту, поняв, почему не стреляли по Овчинникову немцы («Да, да, хотели взять живым, им нужен «язык»), он, еще не веря, что делает («Зачем? Я не имею права! Не имею!»...), н ажал спусковой крючок» 9. О напряженном внутреннем состоянии Новикова свиде­ тельствует авторский комментарий: мысли промелькнули «с обжигающей болью», Новиков все видит как бы «через ж е л ­ тый песок в глазах», из его горла смог вырваться «только странный захлебнувшийся звук». Очень существен для понимания внутреннего облика к а ­ питана Новикова внутренний монолог, когда он «мучитель­ но» решает, имел ли право распоряжаться жизнью Овчин­ никова. Как и в предыдущем монологе, психологическое н а ­ пряжение и сомнения персонажа передаются рядом вопросительных предложений, которые выражают стремле­ ние героя убедиться в правильности своих действий. Он пы­ тается в мыслях поставить себя на место Овчинникова и «легко» и спокойно отвечает «сам за себя», что дал бы дру

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=