ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
ных людей, то у Бондарева она переосмысляется по-новому в связи с совершенно другой социально-нравственной оцен кой этих категорий. Каждому человеку, каким бы внутрен ним благородством он ни был движим, свойствен страх смерти. Однако в сильном человеке побеждают более воз вышенные чувства, высокие мотивы и главный из них — лю бовь к Родине, слабый же человек прежде всего стремится к собственному самосохранению. «Несмотря на увлечение разнородными суетливыми занятиями, чувство самосохра нения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовало в душе к аж д о го» 5,— пишет Л. Толстой и продолжает: «Но за этим чувством было другое, тяжелое, .сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, к а к будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой го речью в сердце вздыхал и грозился врагам» (4, 119). Сила и мужество героев Бондарева, их желание побе дить, уверенность в себе и в будущем обусловили оптимизм трагического в повести, диалектическое единство жизни и смерти. Здесь можно увидеть развитие советским писателем толстовской традиции. Как и Л. Толстой, Бондарев не описывает ничего необыч ного, исключительного, все в его повестях обыденно и про сто. В этом плане также можно отметить близость творче ской манеры Бондарева к Л. Толстому, который писал о з а щитниках Севастополя: «Вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом» (4, 6). Д л я Бондарева, как и для Толстого, характерна взвол нованность, эмоциональность рассказа, воспроизведение сложных и напряженных мыслей и переживаний героев, что выражается в их мимике, жесте, словах и действиях. Спра ведливо пишет В. Чалмаев: «Герои Ю. Бондарева при всей локальности их деяний, при всей малости их званий, не поз воляющих им заглянуть в большую стратегию боев и похо дов, столкнуться с историческими лицами, все же очень близки толстовским г ероям»6. Особенности внутреннего мира, психики человека ярче всего проявляются в моменты, когда он остается наедине с собой, «высказываясь» самому себе. Своеобразие и неповто римость внутренних монологов Толстого в том, что они как бы не связываются с развитием действия, и вместе с тем здесь чувствуется непосредственное присутствие автора, сле 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=