ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
у крепости Браунау, чувствуем настроение солдат, сразу запоминаем склонного к Бахусу Тимохина, дерзкого Доло хова, «махальных», Кутузова «об одном глазу» и др. И к р а сота вод Дуная —- это воплощение всей красоты жизни для того, кто должен сделать «один шаг за эту черту, напоми нающую черту, отделяющую ж и в ы х о т м е р т в ы к...» (т. I, ч. II, гл. V III). (Р а зр ядк а наша.— А. Ф. С.). В сознании читателя благодаря авторским рассуждени ям и ряду военных эпизодов складывается представление о гениальном замысле марша-маневра Кутузова, о его бле стящем свершении. Раскрыв великие возможности Кутузова как главнокомандующего, Л. Н. Толстой переносит внима ние на приезд в армию Александра I и ту атмосферу востор женного преклонения перед молодым императором, которая, затмевая разум, вселяла уверенность, что «под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни бы ло..:» (т. I, ч. III, гл. V III). Введение этой фразы возвращает нас к началу романа, к словам Анны Павловны о «добром и чудном государе, ко торому предстоит величайшая роль в мире», который «спа сет Европу». «Сражение трех императоров» — Аустерлицкая битва — завершающая первый том романа в качестве события имеет значение и художественного завершения. В салоне Шерер, если не учитывать пестрой светской болтовни, состоялась важн ая политическая и философская д и с к у с с и я . И поскольку это не политический или фило софский трактат, а художественное произведение, то дис куссия состоит из нескольких фраз, которые отчасти произ вольно вырываются из уст разных лиц. Важно, что налицо несколько точек зрения на Наполеона, Александра, на воз- мощность произвольного управления историей, о сущности величия человека. И вот, когда свершился исторический акт, о котором бы ли даны предварительные суждения героев, все части рома на оказываются внутренне крепко связанными и правдиво стью отражения жизни, и внутренней логикой художествен но выраженных авторских оценок. Огромное значение имеет в романе Л. II. Толстого пере кличка {прием повторения) близких по смыслу, а порой и по звучанию формулировок, слов и выражений. В уста Шерер Л. Н. Толстой вкладывает слова о наме рении императора Александра после победы над Наполео 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=