ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

временами работы над «Детством» и д аж е н ад «Севасто­ польскими рассказами». Читатель этот вырос и возмужал в последнее десятилетие, приобрел колоссальные исторические уроки, сам по себе стал более разнообразен и д аж е пестр. Вот почему Толстой проделывает гигантскую работу, чтобы «обнять» эту разнородную массу художественной силой сво ­ его творчества, он теперь уже обращ ает свой роман «ко всем нашим неизвестным друзьям» (61, 138). При этом в связи с осознанием социально-воспитательных зад ач литературы все его рассуждения переходят из области восприятия в область воздействия. Толстой усиливает «пересоздающие» начала своего произведения, хотя остается совершенно чужд дид ак ­ тизму и опирается лишь на убеждающие свойства художест­ венно воссозданной действительности. Проблема «укладывания» романа оказалась отнюдь не из легких: Толстому нужно было преодолеть тот «порог» восприятия, который всегда возникает в историческом ж а н ­ ре. Нужно было создать такую — поистине драматургиче­ скую «одномоментность» повествования, при которой в пол­ ной мере сохранялся бы аромат прошлой эпохи в лоне сов ­ ременного читательского восприятия. Все эти задачи опять (как и раньше, в работе над «Детством») вызвали к жизни многочисленные попытки предисловий и обращений к чита­ телю, в которых сосредоточены глубокие размышления а в ­ тора. Д ва неоконченных предисловия — «Несколько слов по по ­ воду книги «Война и мир», отдельный отрывок из черновой редакции р о м а н а— созданы на разных этапах работы над ним (с 1867 по 1869 г.). В одном из них (набросок первого «Предисловия к «1805 году») заключена исповедь перед ч и ­ тателем, поиски опор у него в своей многотрудной работе, в другом (так называемое «черновое» предисловие к «Войне и миру», 1867 г.) Толстой хотел бы перенести радость творче­ ского труда на эмоциональную тональность восприятия: «...я ж елал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаж дения, которое я испытывал при этой работе» (13, 56). В единственном из напечатанных в то время п р е ­ дисловий — «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» («Русский архив», 1868, 3 ) — Толстой разрабаты вает поня­ тие об у с л о в н о с т и художественного восприятия. «Упрек в том,— пишет он,— что лица говорят и пишут по-француз­ ски в русской книге, подобен тому упреку, который бы сде­ лал человек, глядя на картину и заметив в ней черные пятна 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=