ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
временами работы над «Детством» и д аж е н ад «Севасто польскими рассказами». Читатель этот вырос и возмужал в последнее десятилетие, приобрел колоссальные исторические уроки, сам по себе стал более разнообразен и д аж е пестр. Вот почему Толстой проделывает гигантскую работу, чтобы «обнять» эту разнородную массу художественной силой сво его творчества, он теперь уже обращ ает свой роман «ко всем нашим неизвестным друзьям» (61, 138). При этом в связи с осознанием социально-воспитательных зад ач литературы все его рассуждения переходят из области восприятия в область воздействия. Толстой усиливает «пересоздающие» начала своего произведения, хотя остается совершенно чужд дид ак тизму и опирается лишь на убеждающие свойства художест венно воссозданной действительности. Проблема «укладывания» романа оказалась отнюдь не из легких: Толстому нужно было преодолеть тот «порог» восприятия, который всегда возникает в историческом ж а н ре. Нужно было создать такую — поистине драматургиче скую «одномоментность» повествования, при которой в пол ной мере сохранялся бы аромат прошлой эпохи в лоне сов ременного читательского восприятия. Все эти задачи опять (как и раньше, в работе над «Детством») вызвали к жизни многочисленные попытки предисловий и обращений к чита телю, в которых сосредоточены глубокие размышления а в тора. Д ва неоконченных предисловия — «Несколько слов по по воду книги «Война и мир», отдельный отрывок из черновой редакции р о м а н а— созданы на разных этапах работы над ним (с 1867 по 1869 г.). В одном из них (набросок первого «Предисловия к «1805 году») заключена исповедь перед ч и тателем, поиски опор у него в своей многотрудной работе, в другом (так называемое «черновое» предисловие к «Войне и миру», 1867 г.) Толстой хотел бы перенести радость творче ского труда на эмоциональную тональность восприятия: «...я ж елал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаж дения, которое я испытывал при этой работе» (13, 56). В единственном из напечатанных в то время п р е дисловий — «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» («Русский архив», 1868, 3 ) — Толстой разрабаты вает поня тие об у с л о в н о с т и художественного восприятия. «Упрек в том,— пишет он,— что лица говорят и пишут по-француз ски в русской книге, подобен тому упреку, который бы сде лал человек, глядя на картину и заметив в ней черные пятна 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=