ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
рождаясь, сохраняются из века в век. Это и спекулянты са харом, и зав. столовой, спрятавшая мясо, и приспособленец Колчин, и всякая другая мелкота вроде псевдогероя Люсина и хитреца Бастрюкова и им подобных. Эти микробы всег да, и прежде и теперь, отравляли атмосферу и порождали горькие слова то тяжело больного фронтовика Малинина: «Да и какая, к чертовой матери, может быть во время вой ны диета, если ты не вор» (К. М. Симонов, т. V, стр. 397); то санитарки тети Поли: «...харчи в госпитале плохие, это верно, бедуем. Но не воруем». Но вся эта мелкота была ничто рядом с простой «стару хой с авоськой», в которой так метко схвачено мгновение, передающее чувство самого незаметного рядового челове- ка-патриота: «Наше ленинское училище идет!.. Как идут- 'ю, душа радуется! И сказав это, улыбнулась сквозь слезы и гордо вздернула головой так, словно она была какой-ни будь бывший военный, а не старуха с «авоськой» (Симонов, т. V, стр. 410). Широта охвата жизненных явлений в романе Л. Н. Тол стого декларируется самим названием: «Война и мир». В со держании и «мир» и «война» представлены исключительным разнообразием сфер жизни, бытового колорита, жизненных ситуаций. Светские салоны, гостиные, залы в роскошных дворцах и особняках именитого русского дворянства; приемные госу дарственных учреждений, барские усадьбы и загородные виллы; Английский клуб и оперный театр...— здесь читатель видит и слушает министров и фрейлин его императорского величества, князей, графов, княгинь и графинь. «Мир» в данном случае запечатлен в романе высшими сословиями русского общества. «Война» вовлекает в свой круговорот все сословия России, и само представление о «мире» обретает новый смысл. Границы действия предельно раздвигаются. Браунау, Креме, Шенграбен, Цнайм, Оль- мюнц, Вишау, Аустерлиц — все эго в романе вехи и славы и поражения России на карте войны 1805 года. Масштаб ность здесь продиктована объективной стороной и зображае мых событий. И все же писателя на этой «чужедальной сто роне» прежде всего интересует русская армия; все осталь ное: река Энс, богемские леса, Праценские высоты и др.— лишь по отношению к ней и к вопросам тактики и стратегии войны интересует не как историка или военного специали ста, а как художника. И потому мы видим конкретный полк 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=