ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

и мирных забот человека: «Новое, отрадное и успокоитель­ ное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его» («Война и мир», т. III, ч. Ы, гл. V). Можно привести множество разномасштабных' эпизодов подобного типа в романе Л. Н. Толстого. В трилогии К. М. Симонова широко используется бли з­ кий к этому прием. Именно т ак намечены две линии в соз­ нании советского народа в первые моменты войны с Герма­ нией. Внешнее условие одно — отступление наших войск по всей линии фронта, толпы беженцев... Общий масштаб со­ бытия оставляет впечатление полного разгрома и близкого торжества врага... Но в этом общем масштабе событий, с одной стороны, крайнее выражение растерянности обнару ­ живается в поступках обезумевшего красноармейца; в само­ убийстве летчика генерал-лейтенанта Козырева»; «в позор­ ном поведении» полковника Баранова. Это одна линия ассо­ циаций, подкрепленная авторскими рассуждениями о причи­ нах панического состояния названных лиц. С другой стороны, в этой общей обстановке отступления консолидируются силЫ сопротивления врагу, укрепляется сознание не только необходимости, но и возможности борь­ бы с фашистами. В основе этих ассоциаций все эпизоды, связанные с действиями Синцова, Шмакова, комдива З а й ­ чикова и «маленькой докторши» Тани и прежде всего — комбрига Серпилина. Зримые, огромные масштабы отступления, с одной сторо­ ны, ассоциативно связаны с частными поступками этого же направления. Но видимый план не выражает закономерно­ сти исторического события. Истинным выражением его сущ­ ности являются пока разномасштабные по отношению к об ­ щему ходу действий, разрозненные, однако крепнущие и организующиеся силы сопротивления врагу. Романы Л. Н. Толстого и К. Симонова посвящены круп­ ным. историческим событиям, в которых решались судьбы русского народа, судьбы первого в мире социалистического государства. Этим определены и сходство и разница в под­ ходе к трактовке исторического процесса. Масштабность трилогии повторяет объективные границы исторических событий, но одновременно и отражает автор ­ ское стремление к многоплановости изображения, к поискам специфических форм напряженной жизни всей страны в го- ПС

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=