ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
и мирных забот человека: «Новое, отрадное и успокоитель ное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его» («Война и мир», т. III, ч. Ы, гл. V). Можно привести множество разномасштабных' эпизодов подобного типа в романе Л. Н. Толстого. В трилогии К. М. Симонова широко используется бли з кий к этому прием. Именно т ак намечены две линии в соз нании советского народа в первые моменты войны с Герма нией. Внешнее условие одно — отступление наших войск по всей линии фронта, толпы беженцев... Общий масштаб со бытия оставляет впечатление полного разгрома и близкого торжества врага... Но в этом общем масштабе событий, с одной стороны, крайнее выражение растерянности обнару живается в поступках обезумевшего красноармейца; в само убийстве летчика генерал-лейтенанта Козырева»; «в позор ном поведении» полковника Баранова. Это одна линия ассо циаций, подкрепленная авторскими рассуждениями о причи нах панического состояния названных лиц. С другой стороны, в этой общей обстановке отступления консолидируются силЫ сопротивления врагу, укрепляется сознание не только необходимости, но и возможности борь бы с фашистами. В основе этих ассоциаций все эпизоды, связанные с действиями Синцова, Шмакова, комдива З а й чикова и «маленькой докторши» Тани и прежде всего — комбрига Серпилина. Зримые, огромные масштабы отступления, с одной сторо ны, ассоциативно связаны с частными поступками этого же направления. Но видимый план не выражает закономерно сти исторического события. Истинным выражением его сущ ности являются пока разномасштабные по отношению к об щему ходу действий, разрозненные, однако крепнущие и организующиеся силы сопротивления врагу. Романы Л. Н. Толстого и К. Симонова посвящены круп ным. историческим событиям, в которых решались судьбы русского народа, судьбы первого в мире социалистического государства. Этим определены и сходство и разница в под ходе к трактовке исторического процесса. Масштабность трилогии повторяет объективные границы исторических событий, но одновременно и отражает автор ское стремление к многоплановости изображения, к поискам специфических форм напряженной жизни всей страны в го- ПС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=