ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

ное, что составляет их содержание, сущность — исторический процесс, его понимание писателями и его художественная наполняемость. У Л. Н. Толстого — три поры: 1805, 1812, канун восстания декабристов; у К. М. Симонова лето 1941 — лето 1944. Но при неравном объеме времени их роднит ху­ дожественная насыщенность понятия исторического процес­ са, в котором от поведения безымянного солдата до панора­ мы великих сражений, от судьбы отдельного человека, семьи до судьбы целого народа в войне и мире — все зримо, весомо и по-своему значимо. Международная жизнь и человек; государственная п ча­ стная жизнь народа; событийная и духовная жизнь челове­ ка и народа; состояние природы как объективного условия совершающихся событий — все это исторический процесс. Поражения, отступления, противостояние, контрнаступле­ ния, победа и капитуляция, их причины и следствия — все это крупный план движения истории и предмет «исследова­ ния» художников в романе «Война и мир» и трилогии «Жи ­ вые и мертвые». Состояние жизни и смерти, поток смерти безымянных масс в ходе войны, смерть близких и дорогих людей и на войне и в «мире» составляют содержание названных конеч­ ных результатов и ' изображено как диалектическое целое. Для обоих писателей «исторический процесс» не отвле­ ченное понятие; его художественное наполнение — вся жизнь: это и ее крупный план, и все до мельчайшей пылинки живого. Ощущению полноты изображенного способствует прием ассоциаций разномасштабных, но близких по сути явлений жизни как равноценных, необходимых в общем ее течении. Для Л. Н. Толстого в равной мере важны и упорный бой русской армии за Смоленск как один из известных истори­ ческих актов войны Франции и России, и поступок купца Ферапонтова, и панорама одной из величайших битв — Б о ­ родинской битвы,— и распоряжение Наташи Ростовой о п е ­ редаче всех подвод для эвакуации из Москвы раненых сол­ дат. В основе ассоциации разномасштабных явлений имеет место и сопоставление и контраст. Огромный диапазон впе­ чатлений князя Андрея от разрушительных действий войны неожиданно уравновешивается видом двух к р е с т ь я н с к и х де­ вочек, торопившихся тайком съесть украденные незрелые сливы. Они для него — крохотная картина обыденных земных §* 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=