ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

мощью нашей мощной громкоговорящей установки с агита­ ционной речью о необходимости капитуляции, о сущности фашизма. И «приказание политотдела — обеспечить, чтобы ни один волос с его головы не упал...». Благодаря этому эпизоду возникает представление о новом характере между ­ народных отношений, в которых играют роль не одни нацио­ нальные чувства, хотя они и не снимаются. В данный мо­ мент антифашист Келлер испытывал угнетенное чувство, слыша рассказы о зверствах немецких фашистов. К. М. Симонов, как- будто заглядывая на самое дно д у ­ ши этого немца, одетого в пашу «гимнастерку с петлицами», передает его сдержанное душевное смятение и через мысли Синцова («И хотя начал воевать с ними раньше, чем мы, еще в Испании, а все равно ему тяжело это слушать, пото­ му что все. равно он немец») и через внешнее состояние («...в глазах его мелькнуло что-то скорбное»; «..,и в его гл а ­ зах снова промелькнуло что-то мучительное»). Как видим, отдельно взятые наблюдения не могут быть основанием для выводов о характере творческой взаимо­ связи писателей. Только в единстве с крупным планом ст а ­ нут на свое место и эпизоды и все детали; они обретут бо­ лее глубокий смысл. И плавное в этой цепи эпизодов то, что К- М. Симонов умелой рукой большого художника создал картины, з ап е ­ чатлевшие сложные военные, политические, национальные и просто человеческие отношения середины XX века и тем самым продолжил традицию Л. Н. Толстого в создании мо­ нументальных исторических произведений. На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой ху ­ дожественно воскрешал историю Отечественной войны, К. М. Симонов — сохранял по живым -следам для потомков эпопею Великой Отечественной войны, важнейшую веху в истории нашего народа. И К. М. Симонов, и весь советский народ так и понимали этот, сегодняшний день, что он сраз\ же каждым своим событием отливался в бронзу истории не по степени удаления годов, а по своей исключительной зна чимости на все времена. И в том и в другом случае, копеч но, писателей волновали вопросы, на которые они должны были ответить всем содержанием своих произведений. Внеш няя, изобразительная сторона, всегда важная для художни­ ка, была и формой *и содержанием, в пределах которой воз­ можно было ставить и разрешать главные проблемы века. Масштабность обоих произведений определяет то гл ав ­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=