ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
произведений о войне; видишь, как я свободно беру из него все, что перекликается со временем, состоянием войны, р ож дающей родственные человеческие характеры-типы и т. п. И действительно, вчитываясь в страницы симоновской три логии, мы читаем здесь и там разбросанные толстовские мысли: «...не брать пленных...»; «беречь на войне людей...», об отходчивости русского человека: «...видно, уж т акая она, русская натура...»; «Так и говорила вслух: «Моим немцам жра ть надо», «Моим немцам...» Дожили , называется! (т. V, стр. 606). Если видеть традиции в обнаружении внешне сходных деталей и д аж е отдельных ситуаций, можно прийти к оши бочным суждениям. Комполка Туманян охарактеризован фразой, ставшей символом тупого военного бюрократизма. Но замполит Левашов сразу поторопился вынуть жа ло из этой оценки: «Накаты над головой любит, в этом смысле не армянин, а немец, но, когда надо, не дрогнет, жаловаться на него не приходится». А все последующие наблюдения и личные контакты Синцова приводят его к мысли о том, что перед ним деликатный, сдержанный, высокой культуры че ловек, которому не свойственны ни флегматизм и холод ность, ни тем более равнодушие. И слово «порядок» в при менении к нему имеет самое высокое значение, столь необ ходимое в сложных условиях войны. Особенно почувствовал Синцов истинную, не выраженную словом тактичность Тума няна в момент, когда майор, отстраняя от командования по ранению, не лишал его надежды возвратиться в батальон, «не списывал»: «...Синцов почувствовал, что этот хмурый человек прекрасно все понимает, и как тяжело уходить из батальона...— «все понимает, но ничего не изменит» (т. V, стр. 349—350). И хотя в последней фразе опять звучит мысль о «поряд ке», нельЗя сказать, что Туманян охарактеризован в одном ключе с толстовской формулой, а во многом — вразрез. Д л я этого она и нужна была К. М. Симонову, чтобы сопоставить внешне несколько одностороннее проявление настоящего большого характера со всей внутренней его глубиной и бо гатством оттенков. Это тот случай, когда за внешне «тол стовским» таится совсем иное, но, может быть, более тол стовское— принцип полнокровного и интересного по манере глубинного раскрытия человеческого характера. Вообще слово «'сходство» лишь условно можно употреб лять при изучении проблемы традиций. В жизни все единые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=