ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

шении наиболее общих вопросов идейного содержания; главное же внимание будет сосредоточено на центральном романе — «Солдатами не рождаются», который при совер­ шенной оригинальности отличается, на наш взгляд, редкой близостью к «Войне и миру» ряда художественных конст­ рукций. Выяснить мотивы их использования — значит углу­ бить понимание преемственных связей в литературе. При сравнении нельзя не учитывать более чем полуве­ ковой отдаленности эпохи в «Войне и мире» от создателя эпопеи и от читателей 60-х годов XIX в. «Живые и мерт­ вые» — произведение и современное для старшего поколе­ ния нашего народа, и отделенное двумя-трбмя десятиле­ тиями от сегодняшних молодых читателей; сам же К. М. Си­ монов — то живой участник, то свидетель, то просто совре­ менник всего изображенного в трилогии. Однако в трилогии использованы, особенно во втором романе, приемы, приглушающие непосредственное звучание «сегодняшнего» дня; автор создает историческую удален ­ ность, чтобы способствовать объективности оценок, подчерк­ нуть немеркнущее во времени горение чувств героев', сильнее ощутить грандиозность, масштабность исторических собы­ тий, чтобы придать большую философичность произведению. В романе «Солдатами не рождаются» есть и свидетельст­ ва автора о его обращении к «Войне и миру», есть и скры­ тая «толстовская» линия, намеченная ассоциативно, есть и объективная соотносимость этих произведений о двух вели ­ ких войнах. Хочется сразу оговорить, что сходство отдель­ ных моментов, перенесение деталей, частных прцемов не создает еще представления о художественной концепции и о месте в ней «толстовского»; об э"|ом можно говорить лишь в том случае, если в совокупности они приобретают в произ­ ведении принципиальное значение. Когда мы читаем будто бы мимоходом брошенные слова: «У нашего Туманяна всегда и все аккуратно, по Льву Тол ­ стому: «Эрсте колонне марширт... цвайте колонне мар- ширт...» *, то можно подумать, что Симонов использовал го­ товую толстовскую оценку. Но мы можем воспринять это и как знак, оставленный автором на страницах его романа: запомни, мол, читатель, я не мог писать романа о современ­ ной войне, не изучив до деталей гениальнейшего из мировых 1 К. С и м о н о в . Собр. соч. в шести томах, т. V, М., «Худож. лите­ ратура», 1968, стр. 341. Далее цитируется по этому изданию. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=