ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
сердечное мнение» (иисымо к А. А. Толстой 18—23 января 1865 г.). А в письме к А. А. Фету 23. января 1865 г. читаем: «Ваше мнение да еще мнение человека, которого я не лю б лю, тем более, чем более я вырастаю большой, мне дорого — Тургенева. Он пойметь... Напишите, что будут говорить в знакомых вам различных местах, и, главное, как на массу...» (61, 72. Курсив Толстого.— Г. И. ). В работу над своим про изведением он «столько положил труда, времени и того бе зумного авторского усилия», что не боится осуждения «даже тех, кем дорожу, а р ад осуждению» (61, 138). Толстой не приемлет суетный успех или немедленный результат. 4 нояб ря 1865 г. он вспоминает мудрую реплику А. Н. Островского по поводу спешки с постановкой пьесы «Зараженное семей ство» в 1863 г.: «Боишься, что скоро очень поумнеют?». В связи с этим Толстой прибавляет: «Так я этого не боюсь в отношении своего романа. А работать, не имея в виду хло пающей или свистящей публики (через 5 лет будешь ли жив сам , будет ли жива та публика?), гораздо приятнее и работа достойнее (61, 115). Толстой знает обманчивые чары похвал и трогательно признается в своей «слабости»: «Похвалы дей ствуют на меня вредно (я слишком склонен верить справед ливости их), и я с великим трудом только недавно успел искоренить в себе ту дурь, которую произвел во мне успех моей книги... А обмануть меня не трудно в значении моей деятельности, я сам обманываться рад» (61, 261). И все же это была не просто «слабость»: писатель зн ал стимулирую щую силу сочувствия .и понимания (он впечатляюще выразил это в сцене осмотра картины Михайлова в «Анне К аре ниной») . Приведенные выше суждения Толстого об «укладывании» «Войны и >мира»1в читательском восприятии свидетельствуют о том, что сам художник смотрел на этот предмет как на очень сложный процесс, как на первостепенную творческую проблему. Толстой был первым читателем своего собствен ного произведения («Войны и мира») и, чтобы поддерж ать себя на уровне объективных критериев восприятия, постоян но оживлял в себе читательские ощущения при помощи чте ния П. Мериме, Ж- Занд , А. Тролоппа и др. Записи об этих чтениях связаны именно с «читательскими» парам етрами творческого процесса. Во время работы н ад «Войной и миром» Толстой хорошо чувствовал пульс своего времени и, конечно, знал, что его «воображаемый читатель» стал уже другим по сравнению с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=