ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

венный объект» современного произведения т ак отдаленно может быть соотнесен с прошлым, так видоизменено в нем жизненное явление, что внешне кажется несоизмеримым. Но художника волнуют именно эти отдаленные связи как пути развития жизни, как возникновение близких по сути явлений на новой жизненной основе. В данной ситуации ху­ дожник ищет не внешних признаков сходства, а уходит вглубь, и лишь в общности самых исходных позиций возни­ кают и раскрываются эти коренные, важнейшие связи. Они могут быть поняты по мере нашего проникновения в тайны философской и нравственно-эстетической концепции того и другого целостно взятого художественного произведения. Наконец, произведения могут объективно пересекаться в решении избранной писателем проблемы, т ак что у читателя естественно возникнут сопоставления. Думается, что при любых сопоставлениях (частные воп­ росы, полный сравнительный анализ и др.) не следует пре­ небрегать ни одной из названных сторон творческой взаимо ­ связи писателей разных времен, поколений, разной меры таланта. Когда теперь говорят о традициях Л : Н. Толстого в со­ ветской литературе, то имеют в виду наиболее общие и вме­ сте с тем самые сильные особенности его творчества: народ ­ ность, национальную самобытность, многомерность и зобра­ жения человека, .глубину психологического анализа, гума ­ низм в трактовке социально-философских и нравственных проблем, неизмеримое богатство языка. Все это вбирается такими емкими ленинскими _определениями, как «гениаль­ ный писатель», «несравненный художник». Говоря о произведениях на военную тему, исследователи отмечают плодотворность толстовского принципа и зображе ­ ния суровой правды войны «в крови, страданиях и смерти», соединения антивоенного пафоса с активной защитой и оправданием национально-патриотического движения н а ­ рода. З ад а ча настоящей статьи состоит в том, чтобы, наряду с этими необходимыми, исходными руслами сравнения, уяснить неповторимость в усвоении тех творческих приемов Л . Н. Толстого-художника, которые нашли свое претворение в конкретном произведении одного из выдающихся писате­ лей нашего времени — в трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые». Всю трилогию автор статьи будет иметь в виду при ре­ 1 0 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=