ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
венный объект» современного произведения т ак отдаленно может быть соотнесен с прошлым, так видоизменено в нем жизненное явление, что внешне кажется несоизмеримым. Но художника волнуют именно эти отдаленные связи как пути развития жизни, как возникновение близких по сути явлений на новой жизненной основе. В данной ситуации ху дожник ищет не внешних признаков сходства, а уходит вглубь, и лишь в общности самых исходных позиций возни кают и раскрываются эти коренные, важнейшие связи. Они могут быть поняты по мере нашего проникновения в тайны философской и нравственно-эстетической концепции того и другого целостно взятого художественного произведения. Наконец, произведения могут объективно пересекаться в решении избранной писателем проблемы, т ак что у читателя естественно возникнут сопоставления. Думается, что при любых сопоставлениях (частные воп росы, полный сравнительный анализ и др.) не следует пре небрегать ни одной из названных сторон творческой взаимо связи писателей разных времен, поколений, разной меры таланта. Когда теперь говорят о традициях Л : Н. Толстого в со ветской литературе, то имеют в виду наиболее общие и вме сте с тем самые сильные особенности его творчества: народ ность, национальную самобытность, многомерность и зобра жения человека, .глубину психологического анализа, гума низм в трактовке социально-философских и нравственных проблем, неизмеримое богатство языка. Все это вбирается такими емкими ленинскими _определениями, как «гениаль ный писатель», «несравненный художник». Говоря о произведениях на военную тему, исследователи отмечают плодотворность толстовского принципа и зображе ния суровой правды войны «в крови, страданиях и смерти», соединения антивоенного пафоса с активной защитой и оправданием национально-патриотического движения н а рода. З ад а ча настоящей статьи состоит в том, чтобы, наряду с этими необходимыми, исходными руслами сравнения, уяснить неповторимость в усвоении тех творческих приемов Л . Н. Толстого-художника, которые нашли свое претворение в конкретном произведении одного из выдающихся писате лей нашего времени — в трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые». Всю трилогию автор статьи будет иметь в виду при ре 1 0 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=