ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
А. Ф. СЕРГЕЙЧЕВА ТРАДИЦИИ Л. И. ТОЛСТОГО В ПРОЗЕ К. М. СИМОНОВА ( «ВОЙНА И МИР» И ТРИЛОГИЯ «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ») Статья первая Когда прослеживаем традиции великого писателя прош лого в творчестве современного художника слова, необходи мо учитывать в первую очередь те сближения разного п л а на, которые не только не скрывает сам автор, а нарочито подчеркивает, намечает определенную, видимую линию пре емственных связей. З а этим внешним сходством скрываются какие-то улавливаемые писателем закономерности жизнен ных явлений в общественно-политической, нравственной и эстетической сферах. Это может быть и постановка тех же жизненных вопро сов на новом историческом Этапе, и наглядно выделяемая писателем.общность художественных приемов и т. п. Иначе это художественно целенаправленное, на первый взгляд субъективное, обращение писателя к своему предшественни ку; при этом автор к а к бы предлагает читателю решить воп рос, в какой мере оправданы намеченные им ассоциации. И как ни сложна эта задача, в этом случае известен объект изучения: названные писателем явления определен ных эпох; нужно уяснить своеобразие их художественной интерпретации и плодотворность сопоставлений, сделанных в произведениях нашего современника. Иное дело, когда писатель стремится использовать приемы скрытые; ассоциа ции могут возникать и не возникать в зависимости от вос приятия читателя. Однако не случайность ориентации авто ра обнаруживается в известных общих высказываниях писа теля о значении для него и развития литературы вообще творчества великого предшественника. Нередко «художест 1 0 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=