ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

любви», «верой в добро», «апелляцией к душе», к совести насильника («Хозяин и работник», «Власть тьмы»). Эта точка зрения противостояла революционным призывам к активной борьбе с царизмом, была, по словам В. И. Лени ­ на, «серьезнейшей причиной поражения первой революцион­ ной кампании» 24. Бунин не ука зывал путей к будущему, но, раскрывая ж е ­ стокую правду народного быта, способствовал борьбе за лучшую жизнь. К ак и Толстой, он не видел перспектив луч ­ шего и в революционных формах изменения жизни. Отсюда изображение ненужной жестокости народа, окарикатурива- ние образов, в которых угадываются революционные устремления (Кузьма, Дениска — «Деревня»). Однако, как ука зывал Твардовский, «бунинский образ крестьянской ста­ рости, независимо от воли художника, предъявлял страш­ ный счет обществу, социальному устройству жизни, он взы ­ вал к справедливости» 25. Раскрывая «высшую внутреннюю правду» народной жи з ­ ни, и Толстой, и Бунин писали о крестьянах, но писали по- разному. Однако их объединяла любовь к человеку, горячая ненависть к старым порядкам России, тяга к красоте в жи з ­ ни людей. То положительное в характере мужика, на что указывал Толстой, и трагическое в его душе и жизни, которое раскры ­ вал Бунин, таило скрытые потенциальные возможности рус­ ского народа, проявившиеся в. ходе революционной борьбы з а новую жизнь. П Р И М Е Ч А Н И Я к См.: Л. Д. О п у л ь с к а я . Толстой и русские писатели к<рнца '19 — начала 20 в,— «Литературное наследство», т. 69, кн. 1, М., АН СССР, 1961, стр. 109-4140. 2. П. В ы х о д ц е в . Поэты и время. Л., «Худ. лит.», 1967, стр. 26—27. 3. О творчестве И. А. Бунина см.: В. А ф а н а с ь е в . И. А. Бунин. М., «Знание», 1970; Б. С. Б е с ч е р е в н ы х . И. А. Бунин и современ­ ность.— Сб. И. А. Бунин, Воронеж, 19711, стр. 8—(10; И. С. Г а з е р . Б у ­ нин — прозаик на рубеже столетий, т а м ж е , стр. 28—38. О творческих связях Бунина с Л. Толстым см.: О. М и х а й л о в . Бунин и Толстой — Сб. Л. Н. Толстой. Изд-во МГУ, 1959, стр. ШИ— 159; Р. С. С п и в а к. Принципы художественной конкретизации в творчестве Толстого и Б у ­ нина. Литературоведение. Уч. записки Пермск. гос. университета им. А. М. Горького, № 493, 1968, стр. 268; е г о ж е . Русская деревня в изо­ бражении И. А. Бунина и Л. Н. Толстого. Вестник МГУ, № 3, 1969. стр. 47; Т. М. Б о н а м и. Приемы создания образа-персонажа в прозе И. А. Бунина — Сб. «И. А. Бунин», Воронеж, 1971, стр. 39—50. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=