ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

нания собственного достоинства в отношении к помещику («Утро помещика»), понимания обмана со стороны хозяев («Хозяин и работник»), покаяния в своих преступлениях («Власть тьмы»), В характере бунинского мужика мы обнаруживаем то, что только угадывалось в толстовских крестьянах и что предсказывалось великим писателем — протест против р а б ­ ских условий. Мужика в повести «Деревня» уже занимает вопрос, чем хозяин как человек отличается от крестьянина. Во время бунта в Дурновке шорник с гневом обращается к Тихону: «Ты, бродяга-то,— вопил он, наливаясь кровью,— Ты, дурак седой. Ай, я не знаю, сколько земли у тебя. Сколь­ ко, кошкодер? Двести?... Кто ты такой,— спрашиваю я те­ бя? Из каких таких квасов?» (3, 29). Толстой писал: «.Народ хочет совершенно иной жизни, разумной, братской, без безумной роскоши одних и невеже­ ства других, без казней, разврата , насилия, без вооружений и войн» (36, 194). Свободная трудовая жизнь народа стала идеалом великого писателя. Он утверждал этот идеал как в ранних («Утро помещика»), так и в поздних произведениях («Власть тьмы»). Символичен в этом плане сон Нехлюдова, воплотивший в себе мечту Толстого о прекрасном будущем народа. Илюшка «свободно и легко летит все дальше и дальше и видит внизу,золотые города, облитые ярким сияни­ ем, и синее море с белыми парусами — и ему сладко и весе­ ло лететь все дальше и дальше» (4., 174). О свободной, трудовой жизни народа мечтал и Бунин. «Какое это счастье,— писал он,— стряхнуть прах всей н а ­ шей неправедной жизни и заменить ее чистой, трудовой жизнью где-нибудь на степном хуторе, в белой мазанке, на берегу Днепра!» (6, 206). О настоящей, свободной работе мечтает крестьянин Серый. Зажиточный мужик Яков спра­ шивает его: «Так, значит, ждешь корабли приплывут?». — И приплывут,— ответил Серый загадочно (3, 100). Ж аж д а иной жизни ощутима в сцене массового народно­ го гуляния: , — Гуляет народ,— задумчиво сказал Меньшов. — Надеется... — На что? — Известно на что. На домового (3, 80). Обличитель социального зла, Толстой до конца своей жизни оставался верен идее самоусовершенствования чело­ века. Он считал, что социальное зло можно победить «силой 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=