ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
нания собственного достоинства в отношении к помещику («Утро помещика»), понимания обмана со стороны хозяев («Хозяин и работник»), покаяния в своих преступлениях («Власть тьмы»), В характере бунинского мужика мы обнаруживаем то, что только угадывалось в толстовских крестьянах и что предсказывалось великим писателем — протест против р а б ских условий. Мужика в повести «Деревня» уже занимает вопрос, чем хозяин как человек отличается от крестьянина. Во время бунта в Дурновке шорник с гневом обращается к Тихону: «Ты, бродяга-то,— вопил он, наливаясь кровью,— Ты, дурак седой. Ай, я не знаю, сколько земли у тебя. Сколь ко, кошкодер? Двести?... Кто ты такой,— спрашиваю я те бя? Из каких таких квасов?» (3, 29). Толстой писал: «.Народ хочет совершенно иной жизни, разумной, братской, без безумной роскоши одних и невеже ства других, без казней, разврата , насилия, без вооружений и войн» (36, 194). Свободная трудовая жизнь народа стала идеалом великого писателя. Он утверждал этот идеал как в ранних («Утро помещика»), так и в поздних произведениях («Власть тьмы»). Символичен в этом плане сон Нехлюдова, воплотивший в себе мечту Толстого о прекрасном будущем народа. Илюшка «свободно и легко летит все дальше и дальше и видит внизу,золотые города, облитые ярким сияни ем, и синее море с белыми парусами — и ему сладко и весе ло лететь все дальше и дальше» (4., 174). О свободной, трудовой жизни народа мечтал и Бунин. «Какое это счастье,— писал он,— стряхнуть прах всей н а шей неправедной жизни и заменить ее чистой, трудовой жизнью где-нибудь на степном хуторе, в белой мазанке, на берегу Днепра!» (6, 206). О настоящей, свободной работе мечтает крестьянин Серый. Зажиточный мужик Яков спра шивает его: «Так, значит, ждешь корабли приплывут?». — И приплывут,— ответил Серый загадочно (3, 100). Ж аж д а иной жизни ощутима в сцене массового народно го гуляния: , — Гуляет народ,— задумчиво сказал Меньшов. — Надеется... — На что? — Известно на что. На домового (3, 80). Обличитель социального зла, Толстой до конца своей жизни оставался верен идее самоусовершенствования чело века. Он считал, что социальное зло можно победить «силой 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=