ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
гическая по своей основе, она, как правило, помогает писа телю показать несоответствие положительного субъективно го и отрицательного объективного в жизни крестьян. Вот портрет Ивана Чуриса у Толстого («Утро помещика»), р а с крывающий как внешнее, т ак и внутреннее обаяние героя. «Иван Чурис был мужик лет пятидесяти, ниже обыкновен ного роста. Черты его загорелого продолговатого лица, окру женного темнорусой с проседью бородой и такими же гус тыми волосами, были красивы и выразительны. Его темноголубые полузакрытые глаза глядели умно и добро душно-беззаботно. Небольшой правильный рот, резко обо значившийся из-под русых редких усов, когда он улыбался, , выражал спокойную уверенность в себе и насмешливое р а в нодушие ко всему окружающему» (4, 127). Бунин восхищался мастерством портретной характери стики в произведениях Толстого. «Вы знаете,— отмечал он,— насколько выпукло написаны персонажи Толстого? Возьми те любой текст: каждому портрету уделяется лишь несколь ко слов, а создается впечатление, что описывается к аждая веснушка. И вы никогда не спутаете Наташу, Соню. Ан ну» 23. .Внутреннее состояние мужиков Бунин, как правило, раскрывает через внешнее проявление — портретные детали, действия. (Сравните улыбки Чуриса (Толстой) — выражение чувства собственного достоинства, снисходительного отноше ния к барину и бледность лица Серого (Бунин) как прояв ление негодования героя.) Однако портрет у Бунина служит средством изображения «трагических, мрачных основ души» и жизни русского мужика. «Наружность Серого,— пишет Бунин,— оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызган ный, валенки разбиты и подшиты бечевой, о шапке и гово рить нечего» (3, 99). Внешность, одежда, жилищные усло вия у писателя даны в одном мрачном плане (Дениска, И в а нушка, Аким.) Исключение составляет («Деревня») кресть янка Молодая, своей внешней и внутренней привлекатель ностью перекликающаяся с толстовскими образами крестья нок («Утро помещика», «Хозяин и работник»), В отличие от Толстого Бунин не противопоставляет п а т риархальную гармонию скверне современной жизни. Его цель — показать развращающую силу социальной власти тьмы- Мрачный тон изображения — средство решения обли чительной направленности повести. В произведениях Толстого крестьяне не идут дальше соз 104 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=