ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

гическая по своей основе, она, как правило, помогает писа­ телю показать несоответствие положительного субъективно­ го и отрицательного объективного в жизни крестьян. Вот портрет Ивана Чуриса у Толстого («Утро помещика»), р а с ­ крывающий как внешнее, т ак и внутреннее обаяние героя. «Иван Чурис был мужик лет пятидесяти, ниже обыкновен­ ного роста. Черты его загорелого продолговатого лица, окру ­ женного темнорусой с проседью бородой и такими же гус­ тыми волосами, были красивы и выразительны. Его темноголубые полузакрытые глаза глядели умно и добро­ душно-беззаботно. Небольшой правильный рот, резко обо ­ значившийся из-под русых редких усов, когда он улыбался, , выражал спокойную уверенность в себе и насмешливое р а в ­ нодушие ко всему окружающему» (4, 127). Бунин восхищался мастерством портретной характери ­ стики в произведениях Толстого. «Вы знаете,— отмечал он,— насколько выпукло написаны персонажи Толстого? Возьми­ те любой текст: каждому портрету уделяется лишь несколь­ ко слов, а создается впечатление, что описывается к аждая веснушка. И вы никогда не спутаете Наташу, Соню. Ан­ ну» 23. .Внутреннее состояние мужиков Бунин, как правило, раскрывает через внешнее проявление — портретные детали, действия. (Сравните улыбки Чуриса (Толстой) — выражение чувства собственного достоинства, снисходительного отноше­ ния к барину и бледность лица Серого (Бунин) как прояв­ ление негодования героя.) Однако портрет у Бунина служит средством изображения «трагических, мрачных основ души» и жизни русского мужика. «Наружность Серого,— пишет Бунин,— оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызган ­ ный, валенки разбиты и подшиты бечевой, о шапке и гово­ рить нечего» (3, 99). Внешность, одежда, жилищные усло ­ вия у писателя даны в одном мрачном плане (Дениска, И в а ­ нушка, Аким.) Исключение составляет («Деревня») кресть­ янка Молодая, своей внешней и внутренней привлекатель­ ностью перекликающаяся с толстовскими образами крестья­ нок («Утро помещика», «Хозяин и работник»), В отличие от Толстого Бунин не противопоставляет п а т ­ риархальную гармонию скверне современной жизни. Его цель — показать развращающую силу социальной власти тьмы- Мрачный тон изображения — средство решения обли ­ чительной направленности повести. В произведениях Толстого крестьяне не идут дальше соз­ 104 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=