ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
| изжил себя. Бесполезна жизнь крестьянина Иванушки Вла- I сова в повести «Деревня». Д л я Бунина 900-х годов неприемлемы покорность, непро- . тивление русского народа. Если в ранних произведениях он ; с симпатией раскрывал эти качества в крестьянах («Сос ны»), то в повести «Деревня», созданной под влиянием SГорького, он с гневом развенчивает их. В долготерпении, : непротивлении, покорности писатель усматривает причины тяжести и безысходности жизни народа. Как упрек русско- му народу звучат слова Балашкина: «Боже милостивый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Ры- леева удавили... Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя I с ума свели... А Шевченко? А Полежаев? Скажешь, прави т е л ь с т в о виновато? Да , ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще страна в мире, -такой народ, , будь он трижды проклят» (3, 67). Выражение «по Сеньке и шапка» звучит горько-ирони чески и повторяется в повести неоднократно. Ошеломив себя газетными сообщениями о новых правительственных репрес сиях, думая о жизни народа, Кузьма вновь произносит сло ва: «По Сеньке и шапка». Горечь, негодование по поводу ; покорности народа, сочувствие ему, протест против социаль ного произвола сливаются воедино. Из уст того же Кузьмы |м ы слышим: «Несчастный народ, прежде всего несчастный» 1(3, 75), а затем: «У, анафемы, до чего затоптали, забили народ» (3, 76). Наблюдая жестокую расправу жандармов над украинца- 1ми, «Кузьма задыхается от злобы и на жандармов, и на этих скотов в свитках. Тупые, дикие,— будь они прокляты, думает он... А непротивление? — вспоминал он порою и к а чал головой, ухмыляясь» (3, 71). В дневниковой записи Б у нина «Окаянные дни» мы читаем: «Народ сказал про себя: «Из нас, как из дерева — и дубина, и икона в зависимости ; от обстоятельства, от того, кто это дерево об р аб а ты в а е т»21. Это народное выражение нравилось писателю: оно было со звучно его оппозиционному настрою против социального уклада жизни. И нельзя согласиться с теми исследователя- : ми, которые утверждают, что Бунин в объяснении причин | бедственного положения крестьян исходил лишь из внесо- : циальных факторов 22. I : Возвеличивая лучшее в нравственном облике русского : крестьянина, Толстой использует различные художественные приемы, в частности портретную характеристику. Психоло- 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=