ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

стьянин пытается отстоять свою хозяйственную самостоя­ тельность. Примером тому является крестьянин Серый («Деревня»), отдельными сторонами характера напоминаю­ щий толстовского Чуриса («Утро помещика»). В дневниковой записи Бунина «Окаянные дни» мы чи­ таем: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь, Меря. Но и в том, и в другом есть стран­ ная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как в старину» 14. Продолжая традиции Толстого, Бунин создает психологи­ чески сложные реалистические крестьянские характеры. В повести «Деревня» мы видим физически,сильного, покор­ ного, ошалевшего от долголетья Иванушку, трудолюбивую } и энергичную Молодую, бездеятельного, но с чувством соб- I ственного достоинства Серого, озлобленного и жестокого Акима. Бунинские крестьяне отличаются от толстовских бо­ лее мрачным тоном изображения. Это во многом обуслов- I лено авторской концепцией человека. Толстой указывал: «Самый лучший для меня, наиболее 1 любимый тип людей — это русские крестьяне...» (57, 180). ' Возвеличить в них такие качества, как любовь к Родине, трудолюбие, практическую сметку, чувство собственного до - ' стоинства, силу воли, мужество, и утвердить эти качества | как нравственный эталон для представителей имущего класса — вот цель писателя. Люди из народа являлись для [ Толстого носителями высокого нравственного начала. Тол ­ стой говорил: «Простой народ так много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное... Лучше говорить о народе одно хорошее» (46, 184) Писатель верил в возможность человека преодолеть в себе и в окру­ жающем мире власть злого, темного, косного, установить на земле царство добра 15. Отсюда внимание Толстого к свет­ лым сторонам нравственности крестьян. В раскрытии правды народной жизни Бунин также исхо­ дил из любви к человеку. Он писал поэту Белоусову в 1903 г.: «Форму я люблю, но и люблю душу человеческую, в какой бы форме она ни была» 16. Писатель любил жизнь, он видел омрачающие ее социальные противоречия: «Жизнь несказанно прекрасна» и «жизнь мыслима лишь для сума­ сшедших» (4, 371). Бунин не выделяет человека из хаоса мира. Его человек — носитель как благостных, так и к а т а ­ строфических сил жизни. Мечтая о гармонии в жизни, он 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=