ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ливый» («Война и мир», т. I, ч. I, гл. 8), «исповедывал» и «проповедывал» («Фальшивый купон», ч. I, гл. X II). И об одной девочке Толстой рассказывает, что когда ей шили но­ вую л опо т ь 3, то «мне такую лопоть шьют... лопотала она» («Воскресение», ч. III, гл. XVI). Примечательно, что подобные словосочетания у Толстого не вызывали, за очень редким исключением, возражений Горького, в то время, как у Достоевского подобные слово­ сочетания ему крайне не нравились. Больше того, Горький, отмечая исключительное внимание Толстого к звучанию слов, иллюстрирует это тем, что Толстой порою задумывался д а ­ же и над такими словосочетаниями, над которыми обычно не задумываются и языковеды. «Иногда он (Толстой.— М. А.) рассуждал : «Подождем и под дождем — какая связь?» А однажды, придя из парка, оказал: «Сейчас садовник говорит: насилу столковался. Н е ­ правда ли — странно? Куются якоря, а не столы. Как же связаны эти глаголы — ковать и толковать? Не люблю фило­ логов — они схоласты, но перед ними в ажн а я работа по языку. Мы говорим словами, которых не понима ем»4. С квалификацией Толстым филологов, что «они — схола­ сты», можно и не согласиться, но вне всякого сомнения, что «перед ними в ажн ая работа по языку». И материалом для этой работы может послужить в немалой степени вся твор ­ ческая практика Толстого, его теоретические высказывания о языке в целом и о народном языке в особенности. Повторение слов и сцепление фраз От строя народной речи у Толстого много стилистических особенностей и, прежде всего, повторение одних и тех же слов и сцепление предложений: последующее предложение начинается с того самого слова, которым кончилось предше­ ствовавшее предложение. Проиллюстрируем это на примере рассказа «Много ли человеку земли нужно», где такие пов­ торы почти в каждой главе: Думал , думал; судили, судили (гл. II I); лопотали, ло ­ потали (гл. IV); поговорили, поговорили; ехали, ехали, верст за 500 отъехали (гл. V); слушал, слушал (гл. V I); шел он, шел (гл. V II); бежал, бежал, все спускается да спускается, прибавляет да прибавляет (гл. IX). А вот примеры сцепления предложений: «Верст 50 обойду за день. День-то нынче, что год», «Пе­ ред зарей только забылся. Только забылся и видит он сон. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=