ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Начиная с 50-х годов XIX века и вплоть до конца ж и з ни, Толстой был неутомимым собирателем материалов н а родного творчества, особливо пословиц. Собирал пословицы целенаправленно, выбирая из них те, которые могли ока заться нужными для творчества. Напомним, что в чернови ках «Войны и мира» свыше 70 пословиц, касающихся П л а тона Каратаева, а для «Хаджи-Мурата» Толстым были изу чены десятки сборников по быту и нравам кавказских гор цев. О пристрастии Толстого к пословицам свидетельствуют уже и названия многих его произведений: «Бог правду ви дит, да не скоро скажет»; «Вражье лепко, а божье крепко»; «Охота пуще неволи»; «Перемелется — мука будет»; «Не играй с о г н ем— обожжешься» (название первоначальной ре дакции «Идиллии»); «Коготок увяз, всей птичке пропасть» (дополнительное название «Власти тьмы»). Д аж е для «Вой ны и мира» Толстой вначале задумал название «Все хорошо, что хорошо кончается»2. Пословичным наименованием Толстой как бы анонсирует идею своего произведения, его основную тенденцию. Это наи менование играет, примерно, ту же роль, что мораль в бас нях, только информирует читателя об идее произведения не в заключении, а в самом его заглавии. Широко пользуется Толстой пословицами для характери стики своих героев: Платона Каратаева («Война и мир»), Акима и Матрены («Власть тьмы»), Хаджи-Мурата и др. При этом, что особенно примечательно, обилие пословичных изречений в устах героев их не обезличивает, во-первых, по тому, что пословицы пословицам рознь и, во-вторых, потому, что, когда двое говорят одно и то же, это не одно и то же. Проиллюстрируем это хотя бы на пословицах Матрены из «Власти тьмы» и Хаджи-Мурата из одноименного произве дения. Матрена — злое начало в пьесе. В черновиках «Власти тьмы» Толстой характеризует ее ремарками: «хитрая ведь ма», «болтунья, ведьма, любящая пакостить». Д л я Матрены поговорки служат ширмой, прикрытием дурных мыслей и поступков якобы общественным мнением, самоутайкой за чужими словами. Она сама о себе говорит: «Все 77 уверток знаю; баба с печи летит, 77 дум и передумает» (д. I, явл. 10). Жалость Акима к обиженной сироте, Марине, Матрена отводит поговоркой: «Уже прямо Маремьяна старица, по всем мире печальница, а дома не емши сидят» (д. I, явл. 11). 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=