ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

АЛЬТМАН М. С. (Ленинград) ТОЛСТОЙ И ФОЛЬКЛОР Этот огромный художник очень пользовался фольклором... М. Г о р ь к и й . Трактуя проблемы, связанные с народным творчеством, следует, по-моему, исходить из двух основных положений. Во-первых. Народное творчество не есть нечто единое, ибо сам «народ» не однороден. Исследуя, например, кресть­ янский фольклор, мы убеждаемся, что пословицы и поговор­ ки, в которых отражено мировосприятие крестьянской бедно­ ты, существенно отличны от пословиц и поговорок з аж и ­ точных крестьян, крестьян-толстосумов. Д аж е то или иное местожительство крестьян не без значения. И Горький со­ вершенно правильно указал, что, живи Толстой среди кресть­ ян не Тульской губернии, а крестьян приволжских, в его про­ изведениях они, возможно, порой выглядели бы не такими, какими их Толстой изображал. Во-вторых. Если литературе каждой нации присуще опре­ деленное своеобразие, и национальные литературы подчас друг от друга отличаются очень значительно, то творчество народное (даже народов друг от друга далеко отстоящих) в известной степени универсально: в последней своей сути н а ­ родное творчество, можно сказать — международное. И ког­ да Толстой в 1871 г., живя в самарских степях, пишет Фету: «Читаю и Геродота, который с подробностью и большой вер ­ ностью описывает тех же самых галактофагов-скифов, среди которых я живу» ', то, хотя самарские башкиры XIX века совсем не те скифы, о которых писал Геродот за пять веков до нашей эры (и об этом, разумеется, Толстой был отлично осведомлен), все же для него (в том аспекте, в каком он их воспринял) кумысоеды-башкиры, действительно, те же ски- фы-галактофаги, то есть, по-гречески, млекоеды из «Истории» Геродота. Лимитируемый размерами статьи, я остановлюсь только на поговорках и пословицах. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=