ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
похожи на покойную княгиню Лизу. Но и по отношению к княжне Марье он становится «любящим мучителем». Кроткая дочь, наконец, не выдерживает и говорит Пьеру о своем желании выйти замуж за кого угодно, лишь бы не подвер гаться гневу отца. Правда, это лишь минутная вспышка. Вопреки воле старого князя, по стечению обстоятельств, предусмотренному замыслом автора, Болконские и Ростовы должны объединиться. Счастливым оказывается союз княжны Марьи и Николая Ростова, который подчинил свою жизнь после выхода в отставку одной цели — утверждению престижа семьи. Исполняя волю матери, он «великодушно» принял свободу из рук любящей Сони и тем самым поправил расстроенное хозяйство, спас семью от разорения. Так Тол стой написал новую главу «Романа русского помещика». Долг отца перед сыном и сына перед отцом определяется стремлением сохранить семью, утвердить лучшие семейные традиции, наконец, создать их. Именно в условиях войны 1812 г. проявляются те глав ные качества, которые составляют сущность характеров ге роев Толстого. В этих трудных обстоятельствах и обознача ется то новое, что властно входит в судьбы детей,— сознание себя частичкой народа, борющегося за сохранение нацио нальной независимости. По-разному ведут себя На т аш а и княжна Марья: одна проявляет свойственную Ростовым щед рость, другая — твердость в духе Болконских, казалось бы, совершенно ей несвойственную. Князь Андрей освобождается от своего тщеславия и гордости и поднимается, испытывая чувство любви ко всем окружающим в последние дни своей жизни, в нравственном смысле столь высоко, что ему не мо жет быть места среди людей. Такой конец Болконского соот ветствует художественным принципам Толстого, так как по ложительному герою невозможно было бы удержаться на этой высоте; образ потерял бы реалистичность, исчезла бы главная особенность характера — способность к развитию. Но князь Андрей не исчезает из романа, память о нем живет среди близких, для которых он становится идеалом, обра з цом для подражания. Преодолевая препятствия сословного и' нравственного х а рактера, разрушая барьеры, отделявшие его от народа, Пьер сталкивается с опасностью превратиться в Обломова. «Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=