ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

разительном плане при написании портрета Воронцова Тол­ стой также опирался на документы. Все живописные и гра ­ фические портреты Воронцова, которые по свидетельству мемуаристов сохраняли сходство с оригиналом, давали воз­ можность увидеть нечто действительно «лисье» в самой фор­ ме лица — удлиненного, с острым носом и длинным подбо­ родком. Таким образом, деталь — «лисье» лицо Воронцова — нет основания считать вымышленной, так как она возникла на основе письменных и изобразительных источников. В то же время «лисье» как м е т а ф о р а— вымысел, художественное открытие Толстого, которым воспользовались другие худож ­ ники слова. У Л. Никулина читаем: в разговоре Воронцова с императором «белое холеное лицо» его «порозовело, выра­ жение лисьей хитрости и умильной почтительности на мгно­ венье исчезло» 27. «Лисье» в лице Воронцова, как самая ёмкая выразитель­ ная и изобразительная деталь, стало в характеристике пер­ сонажа таким же по значению портретным лейтмотивом, как «детская улыбка» в характеристике Хаджи-Мурата. Найденные не без помощи изобразительных источников портретные лейтмотивы в повести «Хаджи-Мурат», выполняя знакомые по портретам из «Войны и мира» функции, ис­ пользуются теперь и с другими целями. Они усиливают я р ­ кость портретного параллелизма при обрисовке, как говорил Толстой, «двух главных противников той эпохи — Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса в л а ­ стного абсолютизма — азиатского и европейского»28. П а ­ раллелизм портретных лейтмотивов — холодное неподвижное лицо с безжизненным взглядом всегда тусклых глаз Нико ­ л ая I и каменное совершенно неподвижное лицо с постоянно сощуренными маленькими глазами у Шамиля — обнаружи ­ вает родство европейского и азиатского деспотов. В период создания повести «Хаджи-Мурат» закрепляются способы преодоления описательности первоначально создан ­ ных по иконографическим источникам портретов историче­ ских персонажей, встречающихся в черновых вариантах «Войны и мира». Но эти способы также не оставались не­ изменными. Рисуя внешний облик Хаджи-Мурата, Толстой применил способ трансформации изобразительного источника в порт­ ретный рисунок персонажа, выработанный в период созда­ ния романа-эпопеи. В портрете главного героя повести вы­ 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=