ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
разительном плане при написании портрета Воронцова Тол стой также опирался на документы. Все живописные и гра фические портреты Воронцова, которые по свидетельству мемуаристов сохраняли сходство с оригиналом, давали воз можность увидеть нечто действительно «лисье» в самой фор ме лица — удлиненного, с острым носом и длинным подбо родком. Таким образом, деталь — «лисье» лицо Воронцова — нет основания считать вымышленной, так как она возникла на основе письменных и изобразительных источников. В то же время «лисье» как м е т а ф о р а— вымысел, художественное открытие Толстого, которым воспользовались другие худож ники слова. У Л. Никулина читаем: в разговоре Воронцова с императором «белое холеное лицо» его «порозовело, выра жение лисьей хитрости и умильной почтительности на мгно венье исчезло» 27. «Лисье» в лице Воронцова, как самая ёмкая выразитель ная и изобразительная деталь, стало в характеристике пер сонажа таким же по значению портретным лейтмотивом, как «детская улыбка» в характеристике Хаджи-Мурата. Найденные не без помощи изобразительных источников портретные лейтмотивы в повести «Хаджи-Мурат», выполняя знакомые по портретам из «Войны и мира» функции, ис пользуются теперь и с другими целями. Они усиливают я р кость портретного параллелизма при обрисовке, как говорил Толстой, «двух главных противников той эпохи — Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса в л а стного абсолютизма — азиатского и европейского»28. П а раллелизм портретных лейтмотивов — холодное неподвижное лицо с безжизненным взглядом всегда тусклых глаз Нико л ая I и каменное совершенно неподвижное лицо с постоянно сощуренными маленькими глазами у Шамиля — обнаружи вает родство европейского и азиатского деспотов. В период создания повести «Хаджи-Мурат» закрепляются способы преодоления описательности первоначально создан ных по иконографическим источникам портретов историче ских персонажей, встречающихся в черновых вариантах «Войны и мира». Но эти способы также не оставались не изменными. Рисуя внешний облик Хаджи-Мурата, Толстой применил способ трансформации изобразительного источника в порт ретный рисунок персонажа, выработанный в период созда ния романа-эпопеи. В портрете главного героя повести вы 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=