ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

художественного воображения в передаче исторических ф а к ­ тов. Автор повести сам указывает на элементы вымысла в своем рассказе о <«кавказской истории». Если в первой ре­ дакции повести вступление, где говорится о намерении ав ­ тора передать «одну кавказскую историю», заканчивается словами: «Вот что я знаю про это» (35, 286), то в беловой редакции писатель счел нужным уточнить эти слова и со­ общить читателю, что он передает «давнишнюю кавказскую историю», часть которой он «видел, часть слышал от очевид­ цев, а часть вообразил себе» (35, 6). Но воображение и домысел в повести, особенно в описа­ ниях внешнего облика исторических персонажей, еще стро­ же, чем это было прежде, обосновываются показаниями ис­ торических документов и свидетельствами очевидцев. И. И. Корганов, поделившийся с Толстым воспоминания­ ми о Хаджи-Мурате, запомнил его таким: «Хаджи-Мурад был большого роста, плотно сложенный, красавец, с остри­ женной черной бородой, конечно, крашеной, ходил в белой черкеске, щеголем» 20. Л. П. Семенов, опубликовавший письмо Корганова, пи­ шет в примечаниях: «Толстой воспользовался данными опи­ сания наружности Хаджи-Мурата причем, ка к художник, расширил и детализировал е г о » 21. Д а л е е комментатор пе­ речисляет многие детали, якобы дополненные Толстым как художником, то есть детали вымышленные. Семенов допус­ тил ошибку. Детали портрета, на которые он указывает, во- первых, уже имели место в портрете героя, встречающемся в черновых автографах, написанных еще до получения пись­ ма от Корганова, во-вторых, эти детали — не плод вообра­ жения Толстого, а результат длительного изучения портрет­ ных изображений Хаджи-Мурата. В портретной характеристике кавказского героя, опоэти­ зированного Толстым как свое «личное увлечение» (75, 256), 'значительную роль выполняют, безусловно, и вымышленные детали. Одна из них, едва ли не самая емкая,— добродуш­ ная детская улыбка — подчеркивает природную доброту и человечность толстовского героя, который обстоятельствами поставлен в трагическое положение и вынужден всю жизнь поступать вопреки своей натуре. Эта деталь возникла из наблюдений над изобразительными источниками. Уже в первом наброске повести в портрет Хаджи-Мурата, обрисованный в соответствии с иконографическими источ­ никами, были включены детали, подчеркивающие детскость 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=