ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
довцев в повести «Кавказский герой», в которой, по мнению JI. ГТ. Семенова, «исторического, ...кроме имен и главных фактов, нет ничего» 18. Почти все исторические лица в пове сти, действительно, безлики. Исключение составляет глав ный герой. Но в обрисовке внешнего облика Хаджи-Мурата ярко проявился «исторический натурализм», который был характерен, по мнению С. М. Петрова, не только для Мор- довцева, но и для других исторических романистов конца XIX века. «Познавательный уровень исторического романа конца XIX века,— отмечает исследователь,— резко снижа ется. Исторические факты становятся натуралистически вос производимыми деталями. Само искусство воспроизведения далекого прошлого сводится к простой беллетризации ис торических событий» 19. Р абота над историческими письменными источниками у Мордовцева сводится, действительно, к их «простой беллет ризации». А показания изобразительных источников пере водятся этим писателем на язык повести с фотографической точностью до самых мельчайших подробностей. Портрет Хаджи-Мурата в повести «Кавказский герой» представляет собой словесную репродукцию с гравюры Г. Грачева, кото рая, как уже отмечалось, была использована и Толстым. Опи сывая эту гравюру, Мордовцев не пропускает ни одного сколько-нибудь заметно обозначенного на ней штриха. В работе над историческими источниками Толстой не до пускает никакой иллюстративности. На рубеже двух веков, когда в исторической прозе проявляется «исторический нату рализм», автор «Хаджи-Мурата» сохранил и развил р е а ли стические принципы исторической прозы, ярко проявившиеся еще в «Войне и мире». Вследствие этого приемы отбора изобразительного материала для повести «Хаджи-Мурат» и способы трансформации его в словесный образ в принципе не отличаются от приемов и способов, выработанных писате лем в годы создания исторического романа-эпопеи. Вместе с тем, в характере работы автора повести над изобразитель ными источниками сказались и те новые требования, кото рые Толстой предъявлял к художественному произведению, выразив их в трактате «Что такое искусство?», работа над которым совпала с началом написания «Хаджи-Му рата». Высказанное Толстым еще до начала работы над пове стью желание писать «более правдиво, без выдумки» (52, 120) не предполагало, разумеется, решительного отказа от 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=