ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

довцев в повести «Кавказский герой», в которой, по мнению JI. ГТ. Семенова, «исторического, ...кроме имен и главных фактов, нет ничего» 18. Почти все исторические лица в пове­ сти, действительно, безлики. Исключение составляет глав ­ ный герой. Но в обрисовке внешнего облика Хаджи-Мурата ярко проявился «исторический натурализм», который был характерен, по мнению С. М. Петрова, не только для Мор- довцева, но и для других исторических романистов конца XIX века. «Познавательный уровень исторического романа конца XIX века,— отмечает исследователь,— резко снижа­ ется. Исторические факты становятся натуралистически вос­ производимыми деталями. Само искусство воспроизведения далекого прошлого сводится к простой беллетризации ис­ торических событий» 19. Р абота над историческими письменными источниками у Мордовцева сводится, действительно, к их «простой беллет­ ризации». А показания изобразительных источников пере­ водятся этим писателем на язык повести с фотографической точностью до самых мельчайших подробностей. Портрет Хаджи-Мурата в повести «Кавказский герой» представляет собой словесную репродукцию с гравюры Г. Грачева, кото­ рая, как уже отмечалось, была использована и Толстым. Опи­ сывая эту гравюру, Мордовцев не пропускает ни одного сколько-нибудь заметно обозначенного на ней штриха. В работе над историческими источниками Толстой не до ­ пускает никакой иллюстративности. На рубеже двух веков, когда в исторической прозе проявляется «исторический нату­ рализм», автор «Хаджи-Мурата» сохранил и развил р е а ли ­ стические принципы исторической прозы, ярко проявившиеся еще в «Войне и мире». Вследствие этого приемы отбора изобразительного материала для повести «Хаджи-Мурат» и способы трансформации его в словесный образ в принципе не отличаются от приемов и способов, выработанных писате­ лем в годы создания исторического романа-эпопеи. Вместе с тем, в характере работы автора повести над изобразитель­ ными источниками сказались и те новые требования, кото­ рые Толстой предъявлял к художественному произведению, выразив их в трактате «Что такое искусство?», работа над которым совпала с началом написания «Хаджи-Му­ рата». Высказанное Толстым еще до начала работы над пове­ стью желание писать «более правдиво, без выдумки» (52, 120) не предполагало, разумеется, решительного отказа от 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=