ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

терные особенности облика Воронцова, встречаются уже в третьей редакции повести, относящейся к 1897 г. (35, 339). Но более полная портретная характеристика князя, а также портреты членов его семьи и близких знакомых, действитель­ но, появляются в рукописях после описанного Бул анже по­ сещения Толстым дворца 15. В заключение укажем еще на один изобразительный ис­ точник. С. Н. Шульгин, посетивший Ясную Поляну в июне 1903 г., пишет в своих воспоминаниях: «Выезжая из Тиф­ лиса, я захватил с собою, в виде скромного д ар а Л. Н-чу, старинную гравюру — «Нижегородские драгуны 1858 г.».— с известной картины Коррадини, находящейся во дворце к а в ­ казского наместника (в Тифлисе). Я полагал, что она может оказаться не лишней для Л. Н-ча, так как дает портреты военных деятелей той же эпохи, к которой принадлежит и герой повести «Хаджи-Мурат»... ...К моему удовольствию оказалось, что у Л. Н-ча такой [гравюры] не имелось, и он стал ее внимательно рас сма т ­ ривать...» 16 Выявляя объем и характер изобразительных источников повести «Хаджи-Мурат», следует также принять во внима­ ние, что добрая половина печатных письменных источников, которые изучались Толстым, снабжена богатым иллюстра­ тивным материалом: картами горских кавказских областей, рисунками из жизни и быта горцев, их типов, национальных костюмов, предметов быта, пейзажными зарисовками р а з ­ личных местностей, аулов, столиц Шамиля. В этих же кни­ гах нередко встречаются портреты исторических лиц, став­ ших персонажами повести Толстого. Например, в руках пи­ сателя побывали книги с самыми разнообразными портре­ тами Николая I, «Кавказский календарь на 1861» (Тифлис, 1860) с очерком А. Руновского «Шамиль» и фотографиче­ ским портретом Шамиля, книга Е. А. Вердеревского «Плен у Шамиля» (СПб, 1856) с портретом имама, нарисованным княгиней Чавчавад зе во время ее пребывания в плену, книги с портретами Воронцова, в частности, книга М. П. Щерби ­ нина «Биография генерал-фельдмаршала князя Михаила Се­ меновича Воронцова» (СПб, 1858) с портретом Воронцова последних лет его жизни 17. # ♦ # До Толстого попытку отобразить в художественном про­ изведении историю Хаджи-Мурата предпринял Д. Л. Мор­ 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=