ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

художником Коррадини (который уже в летах поступил юн­ кером в Нижегородский драгунский полк, был безумный храбрец и наездник, в конце 70-х годов майором вышел в отставку, весь израненый и разбитый лошадьми). Этот пор­ трет был литографирован в известном тогда издании «Худо­ жественный листок» Тимма» п . Экземпляр упомянутого литографированного портрета находился при рукописи повести (во всяком случае до 1937 г.) 12. Стало быть, и этот портрет Хаджи-Мурата был известен Толстому. Следует заметить, что в том же «Русском художествен­ ном листке», где был воспроизведен портрет Хаджи-Мурата работы Коррадини, в различных номерах за разные годы , помещались отлично выполненные фотографические и жи во ­ писные портреты Шамиля и членов его семьи. Среди них особенно выделяются портреты Шамиля, выполненные самим издателем листка художником Тиммом во время пребывания пленного имама в Петербурге перед отправкой в Калугу. Продолжая хронологию сведений, по которым можно со­ ставить представление об основательном знакомстве Толсто­ го с изобразительным материалом, потребовавшимся при создании повести, следует обратить внимание на такую з а ­ пись в дневнике С. А. Толстой от 3 д екабря 1901 г.: «Лев Николаевич ездил в Алупку верхом...» 13. З а время пребывания в Гаспре, где Толстой находился на излечении, писатель три ра за побывал в алупкинском дворце Воронцова. О том, что д ал а одна из этих поездок в Алупку для работы писателя над «Хаджи-Муратом», р а с с к а ­ зал П. А. Буланже. «В апреле 1902 года,— писал он,— я по­ сетил Л. Н. в Крыму и провел с ним недели полторы. У меня ярко запечатлелся поворот в работе Л. Н. над «Хад­ жи-Муратом». Когда ему стало настолько хорошо, что он мог совершать прогулки, мы отправились в Алупку и там ос­ матривали дворец кн. Воронцова. Толстой с особенным вни­ манием останавливался на портретах Воронцовых и р ас ска ­ зывал разные подробности о Воронцовых, в особенности о жене Михаила Семеновича — гр. Браницкой. Его острый взгляд как бы запечатлевал все штрихи и оттенки глядев ­ ших из рам портретов лиц. Он, вероятно, снова переживал кавказские впечатления, и с этих пор вставил мастерской рукой эту живопись во дворце в повести «Хаджи-Мурат», описывая там Воронцова» 14. Необходимо внести небольшое уточнение: отдельные детали портрета, отражающие харак- 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=