ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

МАКАЕВ Н. С. (Калуга) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ХАДЖИ-МУРАТ» Когда работа над повестью «Хаджи-Мурат» была уже з а ­ вершена, 8 июля 1905 г. Л. Н. Толстой получил из Петербур­ га редкую литографию с изображением Хаджи-Мурата, со­ хранившуюся в Ясной Поляне до наших дней. В ответном письме к П. А. Картавову, приславшему подарок, Толстой оценивает литографию как «прекрасный портрет» (75, 256) К В тот же день Д. П. Маковицкий в своих записках отметил: «Такого я его себе представлял»,— сказал Лев Николае ­ вич, взглянув на портрет...» (75, 256). Портретная зарисовка главного героя повести, действительно, полностью совпадает с обликом Хаджи-Мурата, запечатленном на присланной пи­ сателю литографии. Маковицкий записал также со слов Толстого, что во время своей службы на Кавказе писатель «живо интересовался» кавказским героем, но «сам он не ви­ дал Хаджи-Мурата» (75, 256). Но если автору повести не привелось видеть самого Хаджи-Мурата, то каким же обра­ зом он мог составить такое точное представление о его наружности? Создатель повести изучал изобразительные источники н а ­ столько же глубоко и серьезно, как он исследовал письмен­ ные документы. В мартовской книжке «Русской старины» за 1881: г. вме­ сте с опубликованными А. Зиссерманом документами о Хад- жп-Мурате воспроизведена гравюра, выполненная Г. И. Гра ­ чевым по литографии В. Коррадини, рисовавшего, как это видно из надписи под литографией, Хаджи-Мурата в Тиф­ лисе с натуры. Позднее литография была воспроизведена вместе с другими рисунками Коррадини, изображающими Хаджи-Мурата, в шестом томе «Истории 44-го драгунского Нижегородского полка» В. А. Потто (СПб, 1894). Литография Коррадини — это как раз тот самый «прек­ 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=