ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
МАКАЕВ Н. С. (Калуга) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ХАДЖИ-МУРАТ» Когда работа над повестью «Хаджи-Мурат» была уже з а вершена, 8 июля 1905 г. Л. Н. Толстой получил из Петербур га редкую литографию с изображением Хаджи-Мурата, со хранившуюся в Ясной Поляне до наших дней. В ответном письме к П. А. Картавову, приславшему подарок, Толстой оценивает литографию как «прекрасный портрет» (75, 256) К В тот же день Д. П. Маковицкий в своих записках отметил: «Такого я его себе представлял»,— сказал Лев Николае вич, взглянув на портрет...» (75, 256). Портретная зарисовка главного героя повести, действительно, полностью совпадает с обликом Хаджи-Мурата, запечатленном на присланной пи сателю литографии. Маковицкий записал также со слов Толстого, что во время своей службы на Кавказе писатель «живо интересовался» кавказским героем, но «сам он не ви дал Хаджи-Мурата» (75, 256). Но если автору повести не привелось видеть самого Хаджи-Мурата, то каким же обра зом он мог составить такое точное представление о его наружности? Создатель повести изучал изобразительные источники н а столько же глубоко и серьезно, как он исследовал письмен ные документы. В мартовской книжке «Русской старины» за 1881: г. вме сте с опубликованными А. Зиссерманом документами о Хад- жп-Мурате воспроизведена гравюра, выполненная Г. И. Гра чевым по литографии В. Коррадини, рисовавшего, как это видно из надписи под литографией, Хаджи-Мурата в Тиф лисе с натуры. Позднее литография была воспроизведена вместе с другими рисунками Коррадини, изображающими Хаджи-Мурата, в шестом томе «Истории 44-го драгунского Нижегородского полка» В. А. Потто (СПб, 1894). Литография Коррадини — это как раз тот самый «прек 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=