ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

историческую концепцию соотнесения нравственного созна­ ния народа и господствующих классов, которая ставится Толстым в перспективе их непреодолимой противоположно­ сти и конфликта. Точкой отсчета для критики пороков, исходным критери­ ем сатирического анализа состояния изображаемого мира является развернутая положительная общественно-эстетиче­ ская программа, в основе которой лежит патриархально ­ крестьянский идеал справедливого устройства жизни и братского единения людей во имя блага человечества. Положительная программа Толстого воплощена в сказоч­ ном образе идеального царства дураков со справедливыми имущественными отношениями, общественным согласием, мирным трудом, довольством малым, идеальной демократи ­ ей, перед лицом которой равны все: «...у кого мозоли на ру ­ к а х — полезай за стол, а у кого нет — тому объедки» (25, 138). Эта картина в целом, как и образы отдельных пред­ ставителей царства дураков, благодаря контрастному про­ тивопоставлению «хорошим» порядкам в царствах Семена- вогша и Тараса-брюхана, делает особенно резкой сатириче­ скую оценку осмеиваемого зла. Пороки Семена-воина, Т а ­ раса-брюхана и господина чистого воспринимаются как особенно безобразные рядом с добрым по нраву, простым, бесхитростным, трудолюбивым, незлобивым и отличающимся здравым смыслом Иваном-дураком. Этот глубоко народный эпический образ, исполненный в соответствии с фольклорно­ поэтическими традициями как образ собирательный, Толстой гиперболизирует в силе и удачливости. Возникающий кон­ траст ярлыка дурака, приклеенного ему эксплуататорским обществом, добру и высоким нравственным основам его жизни служит поэтизации народного образа. А. М. Горький говорил, что герой волшебных сказок, в частности Иван-царевич и Иван-дурак, воплотили в себе оп­ тимизм фольклора, выразили уверенность народа в конечной победе, в торжестве правды над социальной несправедливо­ стью. «...коллективу,— говорил А. М. Горький,— как бы свой­ ственны сознание его бессмертия и уверенность в его победе над всеми враждебными силами. Герой фольклора — «ду­ рак», презираемый д аж е отцом и братьями, всегда ока зы ­ вается умнее их, всегда — победитель всех житейских не­ взгод, т ак же, как преодолевает их и Василиса Премуд ­ рая» 6. И хотя Иван побеждает жизненное зло своеобразно — 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=