ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ром между деньгами и самой жизнью можно поставить знак равенства. А это уже гуманистическая проблема нравствен ной гибели героя, оказавшегося во власти эгоистических собственнических инстинктов. Но сатира Толстого в «Сказке об Иване-дураке» не была бы такой беспощадной, если бы она ограничилась только нравственными проблемами. Возве дя Тараса-брюхана в ранг царя и нарисовав картину «хоро ших» порядков в его царстве, автор — через иносказание, выступающее в сатирической функции, обнажил безобразие денежно-налоговой политики царизма, показав ее грабитель скую, антинародную сущность. С помощью иронической ав торской оценки «хороших порядков» писатель выразил осуж дение неразумности и уродства образа жизни, основанного на паразитизме и стяжательстве. Развитие образа Тараса-брюхана завершается возвраще нием, но на новой основе, к исходной ситуации: дьявол, обо ротившийся в купца, выпустил так много денег, что отнял власть и могущество у самого царя. «Совсем плохо царю стало, по целым дням не ест, да еще слух прошел, что ку пец хвалится, что он у царя и жену его купить хочет. З а р о бел царь Тарас и не знает, как быть. Приезжает к нему Се мен-воин и говорит:— Поддержи,— говорит,— меня,— меня индейский царь повоевал. А Тарасу-царю самому уж узлом к гузну дошло.— Я,— говорит,— сам два дни не ел» (25, 132). Прием возвращения на новой основе к исходной ситуа ции, характерный для поэтики сатирической народной сказ ки, образно выражает идею о призрачности осмеиваемого им мира зла, не имеющего в сказке психологической моти вировки, но очень, точно социально обоснованного. Носите лями его являются умные дармоеды: купцы, помещики, цари. Позиция художника в оценке их непримирима. Обосновывая ее, Толстой-публиц!ст писал в трактате «Так что же нам д е лать?» о «чистых господах»: «Людям, находящимся на верх ней ступени... лестницы, ужасно трудно понять то, что от них требуется. У них голова кружится от вышины той лестницы лжи, на которой они находятся... и от этого... простая и яс ная истина кажется этим людям странной» (25, 296). В «Сказке об Иване-дураке» есть аллегорический услов ный образ господина чистого, крупным планом и в сатири ческом аспекте выявляющего «вышину той лестницы лжи», которую Толстой именует «себялюбием». И отсутствие соб ственного имени, и дьявольское происхождение, и та стихия 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=