ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
кровного брата перед проблемой свободного выбора: жить по духу или по плоти. Он выбирает второе, что с роковой не избежностью предопределяет его дальнейшую биографию. Сын богатого крестьянина превращается в ненасытного стя жателя. Огромное брюхо (отсюда и его значимое имя) — это портретная деталь, выступающая в качестве одного из х а рактерных приемов снижения отрицательного героя путем сближения его с миром животных. Она выполняет функцию иносказательной сатирической оценки: физическое, выступая эквивалентом нравственного, опредмечивает, делает ощути мой эгоистическую, а по философской терминологии Тол стого, плотскую сущность психологии стяжателя. Любопытно, что именно такое прочтение образа предло жил Н. П. Баталов, исполнитель роли Тараса-брюхана. Он нашел такие детали внешнего решения сценического образа, которые проявили плотское начало, как главное в психоло гической характеристике героя, обнаружив «то народно сатирическое, чем дышит» образ Толстого. Н. М. Горчаков вспоминал о брюхане Баталова : «Огромный чудище, заплыв ший от жира, потерявший человеческий облик, человеческую речь, Тарас-брюхан был у Ба т а лова символом кулака-миро- еда, торговца и собственника, все пожиравшего, все погло щавшего на своем пути» 5. Кулаком в некоторых рукописях называл своего героя и автор, подчеркивая этим главное в характере стяжателя. Все приемы сатирической хар а к т е ристики образа Толстой подчиняет задаче анализа кулацкой психологии Тараса. Так строится, например, описание поряд ков в его царстве. «Хорошо жил и Тарас-брюхан. Он свои деньги, что з а брал от Ивана, не растерял, а большой прирост им сделал. З а ве л он у себя в царстве порядки хорошие. Деньги держал он у себя в сундуках, а с народу взыскивал деньги. Взыс кивал он деньги и с души, и с водки, и с пива, и со свадьбы, и с похорон, и с проходу, и с проезду, и с лаптей, и с онуч, и с оборок. И что ни вздумает, все у него есть. З а денежки к нему всего несут и работать идут, потому что всякому деньги нужны» (т. 25, с. 128— 129). Возникший в начале стяжательской биографии мотив де нег («Нажил и Тарас-брюхан денег много»), как смысла жизни, звучит в приведенном описании как всеобъемлющий. И многократно повторенное «деньги» не только создает це лую картину жизни стяжателя, но и выражает сатирическую оценку, обнажает уродство такого образа жизни, при кото 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=