ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
понятия «хорошо»: «Набрал он со своими соломенными сол датами настоящих солдат. Велел он по всему своему ц ар ству с 10 дворов по солдату поставлять, и чтобы был солдат тот и ростом велик, и телом бел, и лицом чист. И набрал он таких солдат много и всех обучил. И как кто ему в чем поперечит, сейчас посылает этих солдат и делает все, как ему вздумается. И стали его все бояться. И житье ему было хорошее. Что только задумает и на что только глазами вски нет, то и его. Пошлет солдат, а те отберут и принесут и приведут все, что ему нужно» (25, 128). Степень осмеяния увеличивается вследствие того, что в сатирическую оценку Семена-воина и его завоевательной деятельности входит точка зрения Ивана-дурака, исполнен ная здравого смысла и бесхитростной народной мудрости. «Я намедни пашу у дороги: вижу, баба по дороге гроб ве зет, а сама воет. Я спросил: «Кто помер?» Она говорит: «Мужа Семеновы солдаты на войне убили». Я думал, что солдаты будут песни играть, а они человека до смерти уби ли. Не дам больше» 1 (25, 126). Трезвая оценка труженика содержит глубоко гуманисти ческую мысль о человекоубийственной сущности милитариз ма,— мысль глубоко народную. Ощущение зла и трагических последствий милитаристской политики углубляется тем, что герой занимает официальное положение — он царь. Это при дает произведению особую политическую остроту, сближаю щую сказку с антивоенной публицистикой Толстого. Приве дем только один пример в подтверждение вывода о тесной идейной и эстетической близости автора народных рассказов и писателя-публициста. В «Офицерской памятке» (1901) Толстой писал, что «частные международные сношения — торговые, общественные, научные, художественные — так сблизили народы между собой, что всякая война между ев ропейскими народами представляется чем-то вроде семейного раздора, нарушающего самые священные связи людей, когда сотни обществ и тысячи статей, не только специальных, но и общих газет, не переставая, на все лады разъясняют безумие милитаризма и возможность и д аже необходимость уничто жить войну...» (34, 286). Эти слова вполне могут служить публицистическим комментарием к образу Семена-воина, ко торым великий обличитель выразил такое же отношение к милитаризму, но только средствами художественной сатиры. Не менее выразителен и второй сатирический образ — ц а ря Тараса-брюхана. Как и Семена-воина, автор ставит его 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=