ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

строится по принципу постепенного отдаления от патриар ­ хальных нравственно-этических семейных традиций и н а р а ­ стания завоевательной страсти, которая осмысляется метафо­ рически, как дьявольское наваждение. В общем контексте произведения завоевательная страсть, овладевшая героем, далека от мистического истолкования: легко обнаруживается ее связь с царской армией, со службой царю, с барским об­ разом жизни, благодаря которым зло получает точное со­ циальное обоснование. В создании сатирического характера Толстой идет по пу­ ти предельного заострения ведущей черты образа: милита­ ристской страсти Семена-воина. Преувеличение и концентра­ ция способствуют более резкому сатирическому осмеянию милитаризма. Уже имя персонажа выступает в качестве приема сатирического заострения образа. Система несоот­ ветствий (завоевательных планов — реальным возможностям, героической видимости — трусливой сущности), снижающих сравнений, сказочная фантастика служат достижению п аро ­ дийного эффекта. Все «батальные» сцены «Сказки об Иване- дураке» представляют собой остроумную и едкую пародию. Приведем описание одной из таких битв: «Пошел Семен- царь войной на индейского царя, думал, как и прежнего, по­ воевать, да — резала коса, да нарезалась. Не допустил царь индейский Семенова войска до выстрела, а послал своих баб по воздуху на Семеново войско разрывные бомбы ки­ дать. Стали бабы сверху на Семеново войско как буру на тараканов, бомбы посыпать; разбежалось все войско Семе­ ново и остался Семен-царь один. З абр а л индейский царь Се­ меново царство, а Семен-воин убежал куда глаза глядят» (25, 130— 131). Когда читаешь это описание, невольно вспоминается Дунька из «Истории одного города» Щедрина, которая п а ­ лит из пушки по клопам ,— родственный прием, пародийно воплощающий тему захватнических войн и выражающий гневное неприятие милитаристской политики. Это только один пример совпадения идейно-эстетических принципов от­ ражения сходных сторон жизни великими художниками-гу- манистами. Важную роль играет прием иронической авторской оцен­ ки, также служащий осмеянию неразумности и жестокости милитаризма. «Хорошо жил старший брат Семен-воин»,— таков авторский вывод. А далее развертывается картина, ко­ торая по принципу несоответствия раскрывает содержание 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=