ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ской философии бытия, которая к моменту «перелома» была осознана им как абсолютная нравственная истина. Но прак ­ тически художник, чуткий к правде жизни, не смог ограни­ читься отражением только положительных начал обществен­ ного и личного жития. Как и в «большой» прозе, д р ам а тур ­ гии и публицистике послепереломного периода творчества, автор сказки чутко уловил «злобу дня», поставил важные «проблемы демократии и социализма», обнажил «корень зла», сорвав с него «все и всяческие маски». Сопоставление вариантов с каноническим текстом произведения свидетель­ ствует о том, что писатель целенаправленно стремился к резкому разграничению добра и зла, к более рельефному об­ наружению положительных и отрицательных сторон созидае­ мой эстетической реальности, всеми имеющимися средствами углублял контраст. Изображение жизни в социальных конт­ растах (отличительная и всеобъемлющая черта позднего реализма Толстого) выступает в сказке в качестве в ажней ­ шей черты ее идейно-художественного облика. И естественно, что Толстой не смог ограничиться только приемами спокой­ ного сказового повествования, так органично воплотившими идею о красоте и социальной ценности народной нравствен­ ности, вытекающей из трудового образа жизни. И в этом, дидактическом цикле (что особенно в ажно ), звучит голос Толстого-обличителя, широко используются приемы сатири­ ческого письма, с помощью которых художественно реали ­ зуется развенчание определенных принципов человеческого поведения, как социально порочных. С первой главы автор сказки стремительно развертывает действие, строя повествование так, чтобы создать ощущение реальной жизни крестьянской семьи. Но суть художествен­ ной .мысли Толстого состоит не только в показе правды р а з ­ ложения патриархальных основ семейного общежития, но и в сопоставлении различного отношения героев к собственно­ сти, отношения, которое, социально и нравственно характе ­ ризуя каждый персонаж, служит началом сатирического анализа образов корыстных стяжателей: Тараса-брюхана и Семена-воина, представляющих собой мир зла, беспощадно разоблачаемого в произведении. Художественным осмыслением милитаристской политики царизма является образ Семена-воина, крестьянского сына, который пошел вначале «на войну, царю служить», выслу­ жил себе «чин большой и вотчину и женился на барской дочери», а затем и сам стал царем. Образ Семена-воина 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=